Судья Бурлаков И.И.Дело № 7.2-49/2011г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саранск25 мая 2011г.
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Володина Г.Ф. рассмотрела дело по жалобе представителя Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгиной В.М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 мая 2011 г. по жалобе директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саранский автомеханический техникум» Шлукина И.Н. на постановление заместителя Министра финансов Республики Мордовия № 01/11 от 07 апреля 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шлукина И.Н.
Заслушав объяснения представителя Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгиной В.М., поддержавшей доводы жалобы; пояснения директора ГОУ СПО «Саранский автомеханический техникум» Шлукина И.Н. и его представителя Слатимовой А.П., считавших решение суда правильным; исследовав материалы дела, судья Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а :
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. от 07 апреля 2011 г. № 01/11 директор Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саранский автомеханический техникум» (далее по тексту – ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукин И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Директор ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукин И.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с жалобой, в которой просил постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу, прекратить, ссылаясь на то, что выплата сумм 8 800 рублей производилось из средств, заложенных в смете доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности №0000000001 ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» на 2010 год по статье 290 и в соответствии с Положением о фонде социальной защиты обучающихся ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» в пределах установленной суммы, что не противоречит Бюджетному Кодексу Российской Федерации и Указаниям о порядке применения бюджетной квалификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 мая 2011 г. постановлено: «Постановление заместителя Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. № 01/11 от 07 апреля 2011 года о назначении административного наказания по статье 15.14 КоАП РФ директору ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукину И.Н. отменить, производство по делу прекратить».
Представитель Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгина В.М. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на данное решение суда, просила его отменить, принять по делу новое решение об отказе Шлукину И.Н. в удовлетворении его жалобы, ссылаясь на нарушение судьей норм материального права, в частности, на не применение статей 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указала, что при вынесении судебного решения по данному делу необходимо было учитывать отсутствие правовой возможности в предоставлении материальной помощи обучающимся, а не возможность отражения произведенных расходов по статье 290 классификации операций сектора государственного управления.
Проверив на основании имеющихся материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судья Верховного Суда Республики Мордовия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела усматривается, что 31 марта 2011 г. ведущим специалистом контрольно-ревизионного отдела Министерства финансов Республики Мордовия Сониной О.М. составлен протокол № 11/024 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукина И.Н.
Как следует из, протокола, при проверке финансово-хозяйственной деятельности ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» за 11 месяцев 2010 года установлено, что средства в сумме 8800 рублей израсходованы ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» в 2010 году из республиканского бюджета Республики Мордовия на выплату материальной помощи учащимся из стипендиального фонда за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по подстатье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления расходов (РКО № 286 от 17.05.2010г.). Указано, что доходы от оказания платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученные ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» являются средствами республиканского бюджета. Осуществив расходование денежных средств в отсутствие нормативного правового акта Республики Мордовия, влекущего возникновение расходного обязательства, обуславливающего выплату материальной помощи учащимся из стипендиального фонда ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» совершило нецелевое использование бюджетных средств в размере 8800 рублей. В действиях директора ГОУ СП О (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукина И.Н. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нецелевое использование бюджетных средств).
Постановлением заместителя Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. от 07 апреля 2011 г. № 01/11 директор Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саранский автомеханический техникум» (далее по тексту – ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукин И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является факт нецелевого использования бюджетных средств.
Изложенное обстоятельство подтверждается также содержанием статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой нецелевое использование бюджетных средств определяется как направление и использование таких средств на не соответствующие условия их получения цели.
Между тем, судьей районного суда правильно установлено, что средства в сумме 8 800 рублей, использование которых вменялось в вину директору ГОУ СПО (ССГЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукину И.Н. как нецелевое использование республиканских бюджетных средств, средствами республиканского бюджета не являются, поскольку они формируются от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности ГОУ СПО (ССГЗ) «Саранский автомеханический техникум», на которую у него имеется соответствующее разрешение.
Судом установлено, что выплата сумм 8 800 рублей производилась из средств, заложенных в смете доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» на 2010 год по статье 290 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 46 н ( ред. От 12.11.2007) « в порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящий доход деятельности», средства, полученные от приносящей доход деятельности, относятся к внебюджетным средствам.
Признавая постановление заместителя Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. № 01/11 от 07 апреля 2011 года о назначении административного наказания по статье 15.14 КоАП РФ директору ГОУ СПО (ССГЗ) «Саранский автомеханический техникум» Шлукину И.Н. неправомерным, судья районного суда обоснованно исходил из того, директор образовательного учреждения Шлукин И.Н., осуществляя вышеуказанные выплаты, действовал не нарушая законодательство, регулирующее данные правоотношения.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 Главы III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 № 150н, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии со Сводным реестром главных распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Мордовия, администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия Министерство образования Республики Мордовия является одним из Главных распорядителей средств республиканского бюджета.
В силу статьи 9 Закона Республики Мордовия от 3 декабря 2009 г. N 92-3 «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» средства в валюте Российской Федерации, полученные республиканскими бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых в органах Федерального казначейства, и расходуются республиканскими бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Республики Мордовия в установленном Министерством финансов Республики Мордовия порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия, в пределах остатков средств на счетах.
Средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться республиканскими бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях.
Судьей районного суда установлено, что администрация ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» 23 марта 2010 г. согласовала смету доходов и расходов №0000000001 по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с Главным распорядителем бюджетных средств - Министерством образования Республики Мордовия. По коду бюджетной классификации 809000000000000000 290 (подстатья «Прочие расходы») согласовано расходование средств в сумме 50 000 рублей (л.д.13).
В соответствии с классификацией операций сектора государственного управления Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на подстатью 290 «Прочие расходы» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.
Согласно методическим рекомендациям по применению классификаций операций сектора государственного управления (Письмо Минфина Российской Федерации от 21.07.2009 № 02-05-10/2931) по подстатье 290.2 статьи 290 «Прочие расходы» на данную статью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг для оказания государственных (муниципальных) услуг, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе, выплата стипендий: ученым, научным работникам; работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования.
Как следует из п. 5.11. Устава ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество являются государственной собственностью Республики Мордовия, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Согласно пункту 5 Положения о фонде социальной защиты обучающихся в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 36» расходы денежных средств фонда социальной защиты обучающихся (ФСЗО) направлены на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий социальной защите обучающихся, в первую очередь, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривая следующую цель: оказание единовременной материальной помощи обучающимся в пределах 1000 рублей.
ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» была выплачена материальная помощь десяти учащимся образовательного учреждения по 880 рублей каждому, а всего 8800 рублей.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованносчел, что выплаты сумм в размере 8800 рублей производились из средств, заложенных в смете доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности №0000000001 ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» на 2010 год по статье 290 и в соответствии с Положением о фонде социальной защиты обучающихся ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» в пределах установленной суммы, что не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н, то есть по целевому назначению.
Таким образом, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Шлукина И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП Российской Федерации, в связи с чем правомерно прекратил производство по делу на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судебное решение является законным, а доводы жалобы представителя Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгиной В.М., основанные на неправильным толковании норм материального права, не могут повлечь его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
р е ш и л:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 мая 2011 г. оставить без изменения, жалобу представителя Министерства финансов Республики Мордовия Кулыгиной В.М. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики МордовияГ.Ф. Володина