Судья Горячева О.С. Дело № 7.1-4
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкин В.И. при секретаре Лизунковой М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании от 24 января 2012 г. в г. Саранске жалобу Мусаева Шохрата Азиз-оглы на постановление судьи Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мусаева Шохрата Азиз-оглы.
Заслушав пояснения Мусаева Шохрата Азиз-оглы, поддержавшего доводы жалобы, возражения против доводов жалобы инспектора отдела миграционного контроля УФМС по Республике Мордовия Можарцева Д.Е., судья Верховного Суда Республики Мордовия
установил:
постановлением судьи Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 8 декабря 2011 г. Мусаев Ш.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на него наложено административное взыскание в виде штрафа в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Мусаев Ш.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление, указав, что он по объективным обстоятельствам не мог выехать за пределы Российской Федерации после отбытия наказания, поскольку по прибытии на границу Казахстана его высадили с поезда, так как у него не было разрешения на пересечение границы. Он направил запрос в посольство, где ему должны выдать визу, однако до момента составления в отношении него протокола об административном правонарушении виза ему не выдана.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, выслушав пояснения заявителя, судья Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из материалов дела следует, что 8 декабря 2011 г. в отношении Мусаева Ш.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по тем основаниям, что он, как гражданин <данные изъяты>, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, поскольку уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока, определенного 30 сентября 2011 г.
Согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № <данные изъяты> Мусаев Ш.А. прибыл в Российскую Федерацию 23 июля 2001 г., срок его пребывания определен до 30 ноября 2011 г. (л.д. 3).
Из справки инспектора отдела специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республики Мордовия от 8 декабря 2011 г. Мусаев Ш.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республики Мордовия до 30 сентября 2011 г., по отбытии срока наказания убыл в <данные изъяты> (л.д. 4).
Признавая Мусаева Ш.А. виновным в совершении предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья исходил из того, что он нарушил установленный статьей 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» режим пребывания в Российской Федерации и по истечении установленного срока пребывания – 30 сентября 2011 г. в течение трех суток не выехал за пределы Российской Федерации.
Между тем, из протокола об административном правонарушении, составленного старшим участковым уполномоченным полиции ОМВД РФ по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия ФИО5 следует, что Мусаеву Ш.А. вменяется в вину то, что он, гражданин <данные изъяты>, совершил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания 30 сентября 2011 г. (л.д. 2).
Из материалов дела следует, что срок пребывания Мусаева Ш.А. определен ТО УФМС России по Республике Мордовия в Зубово-Полянском районе фактически до 1 декабря 2011 г. (л.д. 3), сведений о каких-либо других установленных компетентными органами сроках пребывания Мусаева Ш.А. на территории Российской Федерации в материалах дела не имеется.
В то же время на основании части 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1, 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации; учету по месту пребывания подлежит, в том числе, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении Мусаевым Ш.А. установленный законом срок пребывания на территории Российской Федерации не нарушался, поскольку из мест лишения свободы он был освобожден 30 сентября 2011 г. (л.д. 7) и девяностосуточный срок у него заканчивался в конце декабря 2011 г.
Нарушение же режима пребывания в Российской Федерации в виде не постановки на учет по месту пребывания в семидневный срок в вину Мусаеву Ш.А. не вменялось.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В нарушение данных требований при рассмотрении дела судья не установил обязательные для выяснения обстоятельства: наличие события административного правонарушения, в данном случае имело ли место уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а также вина лица в совершении административного правонарушения.
В жалобе Мусаев Ш.А. указывает, что по отбытии наказания он следовал к месту регистрации, то есть в <данные изъяты>, но не смог пересечь границу с Республикой Казахстан по независящим от него обстоятельствам, поскольку у него имелся паспорт старого образца гражданина Советского Союза. В дальнейшем паспорт и справку об освобождении из мест лишения свободы он утерял.
При таких обстоятельствах достаточных оснований для вывода о виновном нарушении Мусаевым Ш.А. режима пребывания в Российской Федерации, выразившемся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания 30 сентября 2011 г. не имеется.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Так как в данном случае отсутствует состав вмененного административного правонарушения, то постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу в отношении в отношении Мусаева Ш.А. прекращению.
В связи с изложенным, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решил:
постановление судьи Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 декабря 2011 г. отменить, производство по делу прекратить.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.И. Литюшкин