Определение порядка содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядка отлова этих животных, их содержания отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, а не к полномочиям органов местного самоуправления



Судья Т.Н. Иванушкина                             Дело №7.1-37/12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от 5 сентября 2012 года №7.1-37/12

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония с участием секретаря судебного заседания И.Р. Хальмеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании от 5 сентября 2012 года в городе Саранске жалобу Главы Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия С.В. Шогорова на постановление судьи Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2012 года,

установил:

указанным постановлением судьи районного суда администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия С.В. Шогоров подал в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на постановление судьи районного суда, ссылаясь на то, что нормативно-правовое регулирование санитарно-эпидемиологических мероприятий, в том числе отлова безнадзорных животных, к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

В судебном заседании Глава Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия С.В. Шогоров доводы жалобы поддержал и суду объяснил, что определение порядка содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядка отлова этих животных, их содержания к полномочиям органов местного самоуправления не относится, и администрация сельского поселения необоснованно привлечена к административной ответственности за отсутствие такого порядка на территории сельского поселения.

В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Д.М. Гавин и Н.И. Родин относительно жалобы возразили и суду объяснили, что определение порядка содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядка отлова этих животных, их содержания относится к полномочиям органов местного самоуправления, и администрация сельского поселения обоснованно привлечена к административной ответственности за отсутствие такого порядка на территории сельского поселения

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене.

Часть 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в виде административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, 22 июня 2012 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия в отношении администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения ветеринарно-санитарных правил.

Проверкой установлено, что:

на территории Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в селе Русские Дубровки имеются безнадзорные животные, наблюдавшиеся в общественных местах по улице Советская;

на территории Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в селе Русские Дубровки администрацией сельского поселения не определёны порядок содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядок отлова этих животных, их содержания;

отсутствует информация о мероприятиях по профилактике и диагностике опасных заболеваний животных, проводимых ветеринарной службой на территории Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия;

на территории Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия имеется бесхозяйный скотомогильник №10.

О результатах проверки составлен акт проверки №324 от 22 июня 2012 года, которым администрации сельского поселения вменено нарушение требований, установленных пунктами 8, 23 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 18 Закона Российской Федерации 14 мая 1993 №4979-1 «О ветеринарии», пунктами 4.1, 4.6, 4.8, 4.9 Санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.096-96, ВП 13.3.1103-96 «Бешенство».

В отношении администрации сельского поселения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чём государственным инспектором отдела госветнадзора, специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Н.И. Родиным составлен протокол об административном правонарушении №31 от 22 июня 2012 года.

В протоколе об административном правонарушении указано на то, что:

администрация сельского поселения в нарушение требований пунктов 4.6, 4.9 Санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.096-96, ВП 13.3.1103-96 «Бешенство» не определила порядок содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядок отлова этих животных, их содержания;

администрация сельского поселения самоустранилась от решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 8, 23 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По существу администрации сельского поселения вменено нарушение ветеринарно-санитарных правил, выразившееся в отсутствии на территории сельского поселения порядка содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядка отлова этих животных, их содержания.

Определением государственного инспектора отдела госветнадзора, специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Н.И. Родина от 4 июля 2012 дело об административном правонарушении передано на рассмотрение судье Атяшевского районного суда Республики Мордовия.

Постановлением судьи Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2012 года администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы должностных лиц юрисдикционных органов о том, что бездействие администрации сельского поселения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются ошибочными.

В соответствии со статьёй 72 (пункты «б», «ж» и «з» части 1) Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 настоящего Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Это, в частности, означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счёт средств регионального бюджета. Однако такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными нормами, не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности, принципа самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, пунктом 4.8 Санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.096-96, ВП 13.3.1103-96 «Бешенство установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Принимая во внимание, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, с учётом анализа вышеуказанного законодательства мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. При этом анализ законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации в соотношении с изложенными нормами позволяет прийти к выводу о том, что в названной сфере законодатель не отнёс к вопросам местного значения ни один из названных вопросов регулирования.

Так, и по отдельным вопросам регулирования сферы санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеющееся федеральное регулирование подтверждает вывод о необходимости регулирования и реализации норм на уровне законодательства субъекта Российской Федерации. К примеру, в целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных бешенством и другими болезнями, упорядочения содержания собак и кошек в городах, других населённых пунктах и создания условий, исключающих возможность причинения ими вреда здоровью людей, Советом Министров РСФСР издано Постановление от 23 сентября 1980 года №449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населённых пунктах РСФСР», пунктом 5 которого Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству юстиции РСФСР и Роспотребсоюзу с участием заинтересованных организаций поручено в двухмесячный срок разработать и утвердить правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР и инструкцию по отлову безнадзорных собак и кошек, их содержанию и использованию.

В соответствии с указанным Постановлением Совета Министров РСФСР названными органами приняты Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населённых пунктах РСФСР и Правила содержания собак и кошек в городах и других населённых пунктах РСФСР.

Из положений вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся и вопросы отлова безнадзорных животных, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и не может быть отнесено к вопросам местного значения, которые составляют компетенцию органов местного самоуправления.

Принятие мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предупреждение возникновения заразных заболеваний, общих для животных и людей, в том числе вопросы организации отлова безнадзорных животных, содержание их в специальных приёмниках и их регистрация, установление тарифов по содержанию отловленных безнадзорных животных, установление порядка захоронения (утилизации) умерших безнадзорных животных отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и они не входят в компетенцию органов местного самоуправления.

Такое толкование норм материального права основано на правовой позиции Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая отражена в определении от 4 июля 2012 года №88-АПГ12-2, вынесенном по гражданскому делу по заявлению Администрации города Томска о признании недействующими отдельных положений Закона Томской области от 13 августа 2010 года №154-ОЗ «О содержании собак и кошек в Томской области».

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами федерального законодательства определение порядка содержания, регистрации и учёта собак и кошек, порядка отлова этих животных, их содержания отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, а не к полномочиям органов местного самоуправления.

Следовательно, отсутствие такого порядка на территории Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о неправомерном бездействии администрации сельского поселения и нарушении последней ветеринарно-санитарных правил не свидетельствует.

Со стороны администрации сельского поселения вменяемого нарушения ветеринарно-санитарных правил не допущено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.

В связи с этим обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с прекращением начатого в отношении администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в бездействии администрации сельского поселения состава административного правонарушения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия

решил:

постановление судьи Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 10 июля 2012 года, вынесенное в отношении администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Начатое в отношении администрации Русско-Дубровского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия производство по делу прекратить за отсутствием в её бездействии состава административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                                 Г.К. Екония