об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильный посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями



Дело № 2-79/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года                                                                                                c. Ремонтное                                                                                        

Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Ковалева А.Н., при секретаре Юхновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека » об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека » об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями. В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на поднадзорной территории, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Так, в соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Таким образом, действующим законодательством нормативно закреплено требование обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры, в том числе общественных зданий, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Конкретизация указанных положений федерального закона закреплена в требованиях иных федеральных законов и строительных нормах и правилах. Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 - Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001). В соответствии с п. 1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов и маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанной категории лиц подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В соответствии с п. 1.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» положения Свода правил распространяются как на здания, подпадающие под действие СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, так и иные, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ утверждены СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения», приложение которых содержит перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения (в редакции Изменения , принятого Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ ). В данный перечень, помимо прочего, включены общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.), учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и последипломного), аптеки, станции переливания крови и др., лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.. Проведенной проверкой установлено, что в здании, в котором находится аптека по адресу: переулок Калинина, 33, <адрес>, условия инвалидам для удовлетворенияминимальныхпотребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещение, не созданы. Деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «Аптека ». Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данное обстоятельство является поводом и основанием для обращения прокурора в соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к ответчику предъявляется в суд по месту его нахождения. Просил: Обязать ООО «Аптека » обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки , расположенное по адресу пер. Калинина, 33 <адрес> путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Лица участвующие в деле были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

В судебном заседании представитель истца прокурор прокуратуры <адрес> Гаринин Э.П. поддержал в полном объеме доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Аптека » в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Согласно уставу ООО «Аптека » общество осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, имеет обособленное имущество, находящееся по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33, имеет гражданские права и несёт гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности не запрещенных федеральными законами.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <адрес> Гарининым Э.П. установлено, что в здании аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33 и, принадлежащем ООО «Аптека », в нарушение действующих норм, не созданы условия инвалидам и другим маломобильным гражданам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в помещение аптеки. Причиной нарушения указана непродолжительность работы ООО «Аптека » после его реорганизации.

Суд, заслушав представителя истца Гаринина Э.П., оценив представленные доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В судебном заседании было установлено, что в здании аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33 и, принадлежащем ООО «Аптека », в нарушение действующих норм, не созданы условия инвалидам и другим маломобильным гражданам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в помещение аптеки. Таким образом установлен факт нарушения ответчиком Федеральных законов и требований СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека » об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями, удовлетворить.

Обязать ООО «Аптека » обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33, инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд <адрес> со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:         А.Н. Ковалёв