Дело № 2-79/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года c. Ремонтное
Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Ковалева А.Н., при секретаре Юхновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека №» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека №» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями. В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на поднадзорной территории, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Так, в соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Таким образом, действующим законодательством нормативно закреплено требование обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры, в том числе общественных зданий, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Конкретизация указанных положений федерального закона закреплена в требованиях иных федеральных законов и строительных нормах и правилах. Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 - Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001). В соответствии с п. 1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для инвалидов и маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанной категории лиц подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В соответствии с п. 1.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» положения Свода правил распространяются как на здания, подпадающие под действие СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, так и иные, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения», приложение № которых содержит перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения (в редакции Изменения №, принятого Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). В данный перечень, помимо прочего, включены общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.), учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего и последипломного), аптеки, станции переливания крови и др., лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.. Проведенной проверкой установлено, что в здании, в котором находится аптека № по адресу: переулок Калинина, 33, <адрес>, условия инвалидам для удовлетворенияминимальныхпотребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещение, не созданы. Деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «Аптека №». Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Данное обстоятельство является поводом и основанием для обращения прокурора в соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к ответчику предъявляется в суд по месту его нахождения. Просил: Обязать ООО «Аптека №» обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки №, расположенное по адресу пер. Калинина, 33 <адрес> путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Лица участвующие в деле были извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
В судебном заседании представитель истца прокурор прокуратуры <адрес> Гаринин Э.П. поддержал в полном объеме доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Аптека №» в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно уставу ООО «Аптека №» общество осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами, имеет обособленное имущество, находящееся по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33, имеет гражданские права и несёт гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности не запрещенных федеральными законами.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <адрес> Гарининым Э.П. установлено, что в здании аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33 и, принадлежащем ООО «Аптека №», в нарушение действующих норм, не созданы условия инвалидам и другим маломобильным гражданам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в помещение аптеки. Причиной нарушения указана непродолжительность работы ООО «Аптека №» после его реорганизации.
Суд, заслушав представителя истца Гаринина Э.П., оценив представленные доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В судебном заседании было установлено, что в здании аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33 и, принадлежащем ООО «Аптека №», в нарушение действующих норм, не созданы условия инвалидам и другим маломобильным гражданам для удовлетворения минимальных потребностей в части беспрепятственного доступа в помещение аптеки. Таким образом установлен факт нарушения ответчиком Федеральных законов и требований СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», а также Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Аптека №» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями, удовлетворить.
Обязать ООО «Аптека №» обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Калинина, 33, инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд <адрес> со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.Н. Ковалёв