о взыскании денежной компенсации за причинение материального вреда в связи с прекращением уголовного дела в порядке частного обвинения



                                      Дело №2-108/11(57)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года         с. Ремонтное

Судья Ремонтненского районного суда <адрес> Лобачев А.В., при секретаре Штрыковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренттьев А.И. к Исаев Р.М. о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда в связи с прекращением уголовного дела частного обвинения,

        

        УСТАНОВИЛ:

Лаврентьев А.И. обратился в суд к Исаеву Р.М. о взыскании денежной компенсации за причинение материального и морального вреда в связи с прекращением уголовного дела частного обвинения, мотивировав свое заявление тем, что постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено уголовное дело частного обвинения в отношении него по ст.115 ч.1 УК РФ по жалобе Исаева Р.М., в связи с чем ему был причинен моральный вред, который он оценивает в размере 30000 рублей и просит взыскать данную сумму с ответчика в его пользу.

В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Судебное заседание проведено в отсутствие истца, ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Ознакомившись с материалами дела суд установил следующее.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело частного обвинения в отношении Лаврентьева А.И. по ч.1 ст.24 УПК РФ.

В соответствии с абз. 3 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда независимо от вины причинителя допускается, когда вред причинен гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.

В силу взаимосвязанных положений ст.1070 и ст.1100 ГК РФ факт незаконного привлечения к уголовной ответственности по делу публичного либо частно-публичного обвинения является безусловным основанием для компенсации морального вреда государством.

Поскольку требования Лаврентьева А.И. связаны с компенсацией морального вреда в связи с прекращением уголовного дела частного обвинения, вопрос о том, являются ли конкретные обстоятельства, связанные с частным обвинением, основанием для удовлетворения исковых требований о денежной компенсации морального вреда или для отказа в их удовлетворении зависит от виновных действия обвинителя.

Поэтому при определении оснований для компенсации морального вреда необходимо руководствоваться п. 1 ст. 151 ГК РФ.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наступление вреда.

Как следует из постановления мирового судьи, уголовное дело прекращено в связи с неявкой Исаева Р.М. в судебное заседание.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 22 УПК РФ предусматривает право лица выдвигать и поддерживать обвинение по уголовным делам частного обвинения в установленном данным Кодексом порядке.

Таким образом, возможность обращения к мировому судье с заявлением в порядке частного обвинения предусмотрена законом. Использование данного способа защиты нарушенного права не является противоправным. Направляя мировому судье в порядке частного обвинения заявление, Исаев Р.М. реализовал свое конституционное право на обращение в органы, которые в силу закона обязаны разрешать такие заявления, имея намерения защитить свои интересы. Исаев Р.М. не причинил вреда истцу, поэтому отсутствуют основания для взыскания с него в пользу истца компенсации морального вреда.

Факт признания мировым судьей за истцом права на реабилитацию является недостаточным для взыскания компенсации морального вреда.

Как следует из материалов дела, данные, свидетельствующие о злоупотреблении Исаевым Р.М. предусмотренным ст. 22 УПК РФ правом на обращение к судье в порядке частного обвинения, а также об изложении им в заявлении заведомо ложных данных с целью причинить Лаврентьеву А.И. вред, отсутствуют.

Таким образом, обстоятельства, касающиеся вины Исаева Р.М. в причинении морального вреда Лаврентьеву А.И. материалами дела не подтверждены.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать Лаврентьеву А.И. в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

      

                                                      РЕШИЛ:

В исковых требованиях Лавренттьев А.И. к Исаев Р.М. о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда в связи с прекращением уголовного дела частного обвинения отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд <адрес>.

Судья