№2-141/12 РЕШЕНИЕ 16 мая 2012 года с. Ремонтное Ремонтненский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лобачева А.В., с участием помощника прокурора Харсеевой Е.С., ФИО2 ответчика Мироненко В.Н., третьего лица Сарычевой И.А. при секретаре Штрыковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО4 сельского поселения <адрес>, третьему лицу Сарычевой И. А. об обязании расторгнуть трудовой договор, УСТАНОВИЛ: <адрес> РО обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО4 сельского поселения <адрес> РО, третьему лицу Сарычевой И.А. об обязании расторгнуть трудовой договор, мотивировав свое заявление тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности ФИО4 сельского поселения Ремонтненского района, в ходе которой установлено следующее. Сарычева И.А. в настоящее время работает в администрации ФИО6 сельского поселения в должности ФИО1 сельского поселения. На указанную должность она принята ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением ФИО4 сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ При трудоустройстве в ФИО4 сельского поселения Сарычева И.А. в качестве документа об образовании предъявила свидетельство серии Б № Профессионального лицея 105 <адрес> по профессии «оператор электронно-вычислительных машин» с присвоением квалификации «оператор ЭВМ 3 разряда» и диплом вышеуказанного учебного заведения (базовый уровень) СБ № с присвоением ей квалификации «финансист» по специальности «финансы». Иных документов об образовании у Сарычевой И.А. не имеется. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона РФ "Об образовании" среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В свою очередь, в соответствии с п.7 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен исчерпывающий перечень видов средних специальных учебных заведений, профессиональный лицей не входит в этот перечень. Согласно п.6 данного Типового положения профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии). Таким образом, об его окончании нельзя считать документом о среднем профессиональном образовании. В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы. В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения мер, таких как предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и муниципальной службы. В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В соответствии со ст.5 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О муниципальной службе в <адрес>" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, на основе типовых квалификационных требований, в соответствии с которыми для замещения старших должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее профессиональное образование (для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления поселений допускается наличие среднего профессионального образования). В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы. Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О Реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>" установлено, что к младшей группе должностей относятся: ФИО1 1 категории и ФИО1. ФИО1 сельского поселения Сарычева И.А. имеет начальное профессиональное образование, данное образование не позволяет ей занимать указанную должность муниципальной службы и она не могла быть принята на указанную должность. В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" данным законом установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст.3 анализируемого Закона противодействие коррупции в РФ основывается на следующих основных принципах: законности; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. В соответствии со ст.6 данного Закона Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Как предусмотрено Законом № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на занятие муниципальной должности; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в соответствии со ст.7 анализируемого закона являются: введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; повышение ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции. Невыполнение муниципальным служащим обязанности, предусмотренной Законами «О муниципальной службе в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу особенностей правового статуса муниципальных служащих законодатель установил запреты и ограничения при приеме граждан на службу и во время исполнения служебной деятельности. Нарушение установленных законом запретов влечет за собой увольнение служащего с работы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Согласно ч.1 п.11 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. В соответствии со ст.84 ТК РФ отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, является основанием расторжения трудового договора. Таким образом, проверка показала, что в нарушение требований действующего законодательства Сарычева И.А. принята на указанную должность в отсутствие высшего либо среднего профессионального образования. Отсутствие у Сарычевой И.А. документа о высшем образовании исключает возможность её пребывания в должности ФИО1 сельского поселения и замещения ею указанной должности. В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данного Генеральной прокуратуре РФ и Государственной налоговой службе РФ по итогам заседания Совета по противодействию коррупции, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, опубликованному в сети Интернет, по каждому случаю выявленного нарушения законодательства о государственной (муниципальной) службе и противодействии коррупции необходимо применять к государственному (муниципальному) служащему предусмотренные законом меры, вплоть до увольнения со службы. Данные процессуальные действия прокурора направлены на защиту публичных интересов и не являются вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не нарушают права органов местного самоуправления в области кадровой политики. Просит обязать ФИО4 сельского поселения <адрес> РО в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу расторгнуть заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Сарычевой И.А. трудовой договор № на осуществление полномочий ФИО1 сельского поселения <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Харсеева Е.С. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнила исковые требования, просила обязать ФИО4 сельского поселения в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу расторгнуть заключенный с Сарычевой И.А. трудовой договор на осуществление полномочий ФИО1 сельского поселения <адрес>. Представитель ФИО12 сельского поселения Мироненко В.Н. пояснил, что с иском прокурора не согласен, считает, что предоставленный Сарычевой И.А. диплом являлся подтверждением о наличии у нее среднего профессионального образования. Третье лицо Сарычева И.А. пояснила, что она действительно работает ФИО1, с иском прокурора не согласна, так как у нее имеется диплом о наличии среднего профессионального образования. Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, установил следующее. Сарычева И.А. работает в администрации ФИО6 сельского поселения в должности ФИО1. На указанную должность она принята ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением ФИО4 сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно диплома Б № Профессионального лицея 105 <адрес> Сарычева И.А. получила начальное профессиональное образование по профессии «оператор электронно-вычислительных машин» с присвоением квалификации «оператор ЭВМ 3 разряда». Согласно диплома Профессионального лицея 105 <адрес> СБ № Сарычева И.А. получила квалификацию «финансист» по специальности «финансы». В данном дипломе имеется отметка о том, что диплом является государственным документом о среднем профессиональном образовании. Согласно Свидетельства о государственной аккредитации Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей информатики, бизнеса и дизайна № по своему статусу относится к образовательному учреждению начального профессионального образования и является профессиональным лицеем. Согласно Приложения к свидетельству о государственной аккредитации профессия «Оператор электронно-вычислительных машин» относится к категории начального профессионального образования, профессия «Финансист» относится к категории среднего профессионального образования. На момент получения Сарычевой И.А. образования на осуществление образовательной деятельности на уровне начального и среднего профессионального образования у ГОУ «профессиональный лицей информатики, бизнеса и дизайна №» имелась Лицензия А 326475 от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, суд установил, что Сарычева И.А. на момент заключения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ имела среднее профессиональное образование. В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. В соответствии со ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы. Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О Реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>" установлено, что к младшей группе должностей относятся: ФИО1 первой категории, ФИО1 второй категории и ФИО1. Статьей 5 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О муниципальной службе в <адрес>" предусмотрено, что для замещения младших должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование. Таким образом, с учетом вышеприведенных норм образование Сарычевой И.А. позволяет ей занимать должность ФИО1 ФИО6 сельской администрации. На основании изложенного, суд считает необходимым в иске прокурора <адрес> об обязании ответчика расторгнуть заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Сарычевой И.А. трудовой договор № на осуществление полномочий ФИО1, отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокурора <адрес> к ФИО4 сельского поселения <адрес>, третьему лицу Сарычевой И. А. об обязании расторгнуть трудовой договор, отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья: