О взыскании недовыплаченной суммы



Дело № 11-21/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

с. Ребриха 29 декабря 2011 года

    Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Юдакова А.В., при секретаре Баринове Р.В.,

с участием заместителя прокурора Ребрихинского района Алтайского края Криулина В.Н., представителей ответчика Комитета Администрации Ребрихинского района по образованию Накорякова С.А. и Березовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района в интересах Котовой Л..А. к комитету Администрации Ребрихинского района по образованию о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо, по апелляционной жалобе комитета Администрации Ребрихинского района по образованию на решение мирового судьи судебного участка Ребрихинского района Алтайского края от 25 октября 2011 года,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Котовой Л.А. к комитету по образованию Администрации Ребрихинского района о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо, мотивируя тем, что Котова Л.А. является педагогическим работником на пенсии и имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату приобретенного твердого топлива для отопления частного жилого дома. В соответствии с действующим законодательством размер компенсации расходов определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. Решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 22 января 2005 года № 5 (в редакции от 8 декабря 2006 года) «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, сжиженного газа, твердого топлива для населения», установлены нормативы потребления твердого топлива на отопительный сезон: уголь – 80 кг на один квадратный метр жилой площади, в пределах установленной социальной нормы, но не менее 2.5 т на домовладение, дрова 0.1 куб. м, но не менее 3 куб. м на домовладение. В 2011 году Котова Л.А. у индивидуального предпринимателя Каракулова приобрела твердое топливо - дрова в размере 5 куб.м. по цене 1100 рублей за 1 куб.м., для отопления, принадлежащего ей жилого дома общей площадью 49 кв.м.. В целях получения компенсации затрат на приобретенное ею твердое топливо Котова Л.А. обратилась в комитет по образованию Администрации Ребрихинского района. Однако компенсация произведена не в полном объеме, а по цене 850 рублей за 1 м. куб., приобретенных ею дров, в сумме 4250 руб., сумма недовыплаченной Котовой Л.А. компенсации затрат на приобретенное твердое топливо составила 1250 руб. (5500-4250) Истец считает, что из системного толкования закона РФ «Об образовании» и Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа)» следует, что указанные акты не содержат каких либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения и, согласно уточненным исковым требованиям, просит признать действия комитета Администрации Ребрихинского района по образованию в части отказа в компенсации затрат на приобретенное твердое топливо в полном объеме незаконными и взыскать с комитета Администрации Ребрихинского района по образованию в пользу Котовой Л.А. недовыплаченную сумму компенсации затрат на приобретенное твердое топливо в 2011 году в сумме 1250 руб., за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам. В судебном заседании 25 октября 2011 года помощник прокурора Никитина Ю.В. уточнила исковые требования, в связи с ошибкой в расчетах просила суд взыскать в пользу Котовой Л.А. 1140 руб.

В судебном заседании прокурор Криулин В.Н. уточненные исковые требования прокурора поддержал, основываясь на изложенных в иске доводах.

Истец Котова Л.А. в судебное заседание не явилась, хотя и была надлежащим образом уведомлена. Суд признал возможным провести судебное заседание без её участия.    

Представитель ответчика Накоряков С.А. в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что Котова Л.А. является получателем мер социальной поддержки предусмотренных ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Комитет осуществляет расчет компенсации не по предъявленным документам, а по ценам, установленным решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 22.07.2010 года № 21 и от 15.06.2010 года № 13, затем заявка по рассчитанным суммам передается в районный финкомитет, который в свою очередь передает ее в краевой финкомитет, откуда в целевом порядке поступают денежные средства и выдаются комитетом по образованию педагогам. За завышение регулируемых государством цен продавец должен нести административную ответственность, либо прокурор должен был предъявить иск к продавцу, либо Котова Л.А. имеет право обратиться к продавцу с требованием возмещения понесенных расходов.

Представители третьих лиц Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ребрихинского района, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Управление федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом уведомлены. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей третьих лиц.

    Решением мирового судьи судебного участка Ребрихинского района Алтайского края от 25 октября 2011 года исковые требования прокурора Ребрихинского района в интересах Котовой Л.А. к комитету Администрации Ребрихинского района по образованию о взыскании невыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу Котовой Л.А. взыскана невыплаченная компенсация понесенных расходов на приобретение твердого топлива в 2011 году в сумме 1140 рублей за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

    Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе представитель ответчика Накоряков С.А. просит отменить решение мирового судьи по тем основаниям, оно является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Кроме того, по мнению представителя ответчика, компенсация затрат по приобретению твердого топлива правомерно выплачена Котовой Л.А. исходя из установленной решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15 июня 2010 года № 13 предельной цены кубометра дров в размере 850 рублей.

    Заслушав представителей ответчика Накорякова С.А. и Березовой Л.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора Криулина В.Н., не согласившегося с жалобой, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что апелляционная жалоба комитета Администрации Ребрихинского района по образованию не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «е», «к», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 10.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом, в том числе, «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ (вступившим в законную силу 11.01.2011 года) «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 пункта 5 ст.55 изложен в следующей редакции: «педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения», и дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».

    Согласно ст. 3 вышеуказанного ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу названного Федерального закона.

Котова Л.А. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию. Она проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

    Факт работы Котовой Л.А. в образовательных учреждениях для детей в качестве педагога более 10 лет и проживание в сельской местности в доме с печным отоплением подтверждается трудовой книжкой, отметкой в паспорте о регистрации, справкой сельсовета. Согласно пенсионному удостоверению, ей назначена пенсия с 21.08.1998 года.

В соответствии с п.п. 2,4 «Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», утв. постановлением Администрации Алтайского края № 515 от 07.12.2009 года (далее Правила № 515 от 07.12.2009 года), педагогическим работникам, образовательных учреждений, работавшим и проживавшим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), уволенным в связи с выходом на пенсию, компенсация назначается при наличии стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.

Право Котовой Л.А. на получение мер социальной поддержки в виде получения компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ответчиком не оспаривается и признается, что на основании ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает сторону истца от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Спор возник о размере предоставляемой компенсации по оплате твердого топлива.

    Статьей 1 Закона Алтайского края от 03.11.2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее Закон АК от 03.11.2005 №88-ЗС) установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Частью 2 статьи 2 Закона АК от 03.11.2005 № 88-ЗС, п.20 Правил № 515 от 07.12.2009 года, предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, установленных для педагогических работников статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Часть 4 статьи 2 Закона АК от 03.11.2005 № 88-ЗС, п.23 Правил № 515 от 07.12.2009 года, предусматривают, что размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.

    Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений, а не регуляцию правоотношений по объему предоставления льгот данной категории населения.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Действительно, Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятому во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», топливо твердое, топливо печное бытовое реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, входят в Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 10 марта 2010 г. № 81), названное управление осуществляет государственное регулирование тарифов (цен), надбавок, наценок, регулирование которых отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает соответствующие нормативные и иные правовые акты в форме решений или приказов (п.п. 4.30, 6.3).

Приложением 2 к Решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 22.07.2010 года № 21, (действовавшим на момент назначения и выплаты компенсации), установлены предельные максимальные цены на уголь марок Д, ДГ, СС классов ПК, ПКО, КО, О, ОМ, реализуемый, в том числе гражданам, на территории Ребрихинского района в размере 2037 руб. за 1 тонну.

Приложением к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.06.2010 г. № 13, (действовавшим на момент назначения и выплаты компенсации), установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое (дрова лиственных и хвойных пород, разделанные длиной до 1 метра), реализуемое, в том числе гражданам, на территории Ребрихинского района в размере 850 руб. за 1 куб.м. При этом, согласно примечанию к указанному приложению, предельные максимальные цены установлены в рублях за 1 плотный кубический метр. Если хозяйствующий субъект ведет учет в складочных метрах, то цены, установленные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, могут переводиться им с применением переводных коэффициентов, а именно, по круглым и колотым дровам для отопления переводной коэффициент из плотных кубических метров в складочные составляет 1,43, то есть предельная цена 1 кубического метра колотых дров на территории Ребрихинского района составляет: 850*1,43 =1215,5 руб.

По рассматриваемому случаю, выплаченная Котовой Л.А компенсация за приобретенные колотые дрова не соответствовала даже цене установленной Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.06.2010 г. № 13, на которое ответчик ссылается в качестве обоснования правильности произведенных расчетов.

Суд считает, что объем предоставления рассматриваемых мер социальной поддержки никак не может быть связан с правоотношениями по государственному регулированию цен и тарифов.

Согласно Положению об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 10 марта 2010 г. № 81), осуществление контроля применения регулируемых управлением цен (тарифов) и при необходимости проверку обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), привлечение к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен и рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях относится к полномочиям и обязанностям названного Управления (п.п.4.10, 4.19).

Утверждения представителя ответчика о том, что за завышение регулируемых государством цен должен нести ответственность продавец и Котова Л.А. имеет право обратиться к продавцу с требованием возмещения понесенных расходов (убытков) в соответствии с гражданским законодательством несостоятельны, поскольку, как уже указывалось выше, контроль за применением регулируемых цен осуществляет Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, и именно указанная организация вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности и на основании п.4 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» применить к продавцу санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

В соответствии с п. 24 Правил № 515 от 07.12.2009 года, денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом может определяться уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, суд считает, что из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что Закон РФ «Об образовании», Закон Алтайского края от 03.11.2005 года № 88-ЗС, Правила № 515 от 07.12.2009 года не содержат каких-либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате расходов приобретенного твердого топлива.

По вышеуказанным основаниям действия комитета Администрации Ребрихинского района по образованию в части отказа в компенсации Котовой Л.А. затрат на приобретенное твердое топливо в полном объеме, следует признать незаконными.

Согласно подтверждающим документам, в 2011 году Котова Л.А. приобрела за наличный расчет у ИП Каракулова Ю.В. твердое топливо – колотые дрова в количестве 5 куб.м. по цене 1100 руб. за 1 м. куб.

Комитетом по образованию Администрации Ребрихинского района произведена выплата Котовой Л.А. компенсации затрат на приобретенное твердое топливо: за дрова из расчета 850 рублей за 1 м. куб. в сумме 4250руб.

Расчет мирового судьи проверен судом, является верным. Сумма компенсации, подлежащая взысканию исчислена следующим образом.

0.1 м куб. дров х 49 кв.м = 4,9 м. куб. – полагается дров на общую площадь жилого помещения (на основании Решения Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 22.01.2005 года № 5 (в ред. от 08.12.2006 года) «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, сжиженного газа, твердого топлива для населения»). Компенсация затрат на дрова должна составлять: 1100 руб. х 4,9 куб.м = 5390 руб.

Таким образом компенсация затрат на твердое топливо составила: 5390 руб. Выплачена компенсация в размере 4250 руб. Сумма к взысканию составила: 5390 – 4250 = 1140 руб.

Часть 1 статьи 2 Закона АК от 03.11.2005 №88-ЗС, п.3 Правил № 515 от 07.12.2009года, определяет, что компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается и предоставляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или правомочными ими муниципальными учреждениями по месту жительства педагогического работника.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона АК от 03.11.2005 года № 88-ЗС, п.п. 37, 38 Правил № 515 от 07.12.2009 года, до выделения средств на указанные цели из федерального бюджета финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из краевого бюджета. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется на основании заявок и отчетов уполномоченных органов. Средства зачисляются на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов согласно представленным заявкам в установленном для исполнения краевого бюджета порядке и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за использованием бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (ч. 4 ст.3 Закона АК от 03.11.2005 года № 88-ЗС, в ред. Закона Алтайского края от 27 декабря 2008 года № 140-ЗС).

Во исполнение Закона Алтайского края от 27 декабря 2008 года № 140-ЗС, по акту приема-передачи от 12.02.2009 года, утвержденному главой Ребрихинского района, полномочия по назначению и предоставлению педагогам компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением переданы комитету по образованию администрации Ребрихинского района.

    Соответственно, последний является надлежащим ответчиком по делу, но, поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета Алтайского края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

На основании изложенного, мировой судья обоснованно удовлетворил требования прокурора Ребрихинского района о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо, взыскав с ответчика в пользу Котовой Л.А. недовыплаченную компенсацию понесенных ею расходов на приобретение твердого топлива в 2011 году в размере 1140 рублей, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

    Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований прокурора Ребрихинского района.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы комитета Администрации Ребрихинского района по образованию, суд признает необоснованными и не являющимися основанием для отмены решения мирового судьи судебного участка Ребрихинского района Алтайского края от 25 октября 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка Ребрихинского района Алтайского края от 25 октября 2011 года по делу по иску прокурора Ребрихинского района в интересах Котовой Л..А. к комитету Администрации Ребрихинского района по образованию о взыскании недовыплаченной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо, - оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета Администрации Ребрихинского района по образованию- без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Определение в окончательной форме составлено 30 декабря 2011 года.

Председательствующий