Дело № 2-Номер обезличен/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ребриха ... августа 2010 года
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Аман З.В.,
при секретаре Сапелкиной Ю.М.,
с участием помощника прокурора Ребрихинского района Никитиной Ю.В.,
представителя ответчика комитета по образованию Администрации Ребрихинского района Беляева Н.И.,
представителя третьего лица - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ребрихинского района Алтайского края Р..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района в защиту интересов Владимирцевой Е.П. к Комитету Администрации Ребрихинского района по образованию, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о признании незаконными действий комитета Администрации Ребрихинского района по образованию по предоставлению мер социальной поддержки в виде твердого топлива по заниженным нормативам,
у с т а н о в и л :
Прокурор Ребрихинского района Алтайского края в интересах Владимирцевой Е.П. обратился в суд с иском к комитету Администрации Ребрихинского района по образованию, к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о признании незаконными действия комитета Администрации Ребрихинского района по образованию по предоставлению мер социальной поддержки в виде твердого топлива по заниженным нормативам и выплате компенсации понесенных расходов на приобретение дров в сумме 2720 рублей.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в 2009 году комитетом Администрации Ребрихинского района по образованию при расчете объема предоставляемых Владимирцевой Е.П., пользующейся в соответствии с Законом Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», мерами социальной поддержки в виде бесплатного твердого топлива - дров, были применены нормативы потребления твердого топлива, установленные незаконным нормативным актом - Постановлением Главы Ребрихинского района № 191 от 28.03.2008, из расчета 60 кг угля и 0,05 м^3 дров на 1 м^2 общей площади занимаемого жилого помещения, а также Решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24 октября 2008 года № 72 из расчета 59.9 кг угля и 0.055 куб. м^3 дров на 1 м^2 общей площади жилого помещения. Вместе с тем, решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 28.01.2005 № 50 (в редакции от 08.12.2006) установлены нормативы потребления твердого топлива: уголь - 80 кг на 1 кв.м. жилой площади, в пределах установленной социальной нормы, но не менее 2,5 тонны на домовладение; дрова - 0,1 м^3 на 1 м^2 площади жилья, в пределах установленной социальной нормы, но не менее 3 куб.м. на домовладение. Согласно данному решению Владимирцевой Е.П. в 2009 году следовало предоставить компенсацию в размере 3740 рублей: 33,6 м^2*0,1= 3,4 м^3*1100 руб., однако ей предоставили компенсацию в сумме 1020 рублей из расчета: 33,6м^2*0,05=1,7м^3*600руб.. В виду непредставления необходимого для отопления дома количества дров, Владимирцева Е.П. за свой счет приобрела 3,5 м^3 дров на сумму 3850 рублей, что подтверждается квитанцией ИП К. от 16.04.2009г. Таким образом, сумма, которую Комитет Администрации Ребрихинского района по образованию не компенсировал Владимирцевой Е.П. за приобретенное в 2009 году топливо (дрова), составила 2720 рублей. Прокурор просит суд признать действия Комитета Администрации Ребрихинского района по образованию по предоставлению мер социальной поддержки Владимирцевой Е.П. в виде твердого топлива (дров) в 2009 году по заниженным нормам, незаконными, а также обязать Комитет Администрации Ребрихинского района по образованию и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края выплатить Владимирцевой Е.П. компенсацию понесенных ею затрат на приобретение в 2009 году дров в сумме 2720 рублей.
Помощник прокурора в судебном заседании заявленные требования поддержала, мотивируя доводами, изложенными в иске, увеличив размер компенсации, подлежащей выплате Владимирцевой Е.П. в сумме 3850 рублей, исходя из следующего расчета: 33,6м^2*0,1=3,36м^3 дров; 33,6м^2*0,08=2,688 тонны угля. Перевод нормы угля в дрова таков: 2,688т*3= 8,1 м^3 дров. В связи с чем Владимирцевой Е.П. должно быть предоставлено 3,36+8,1=11,46 м^3 дров. Фактически ей было предоставлено 7,7 м^3 дров, разница составила: 11,46-7,7=3,76м^3 дров. Владимирцева Е.П. дополнительно приобрела 3,5 м^3 дров на сумму 3850 рублей, в связи с чем помощник прокурора просит обязать Комитет Администрации Ребрихинского района по образованию и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края выплатить Владимирцевой Е.П. компенсацию понесенных ею затрат на приобретение в 2009 году дров в сумме 3850 рублей.
Истец Владимирцева Е.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика комитета Администрации Ребрихинского района по образованию Беляев Н.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду показал, что обязанность возмещения мер социальной поддержки педагогических работников возложена на комитет по образованию, однако финансирование расходов комитета по образованию производит комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ребрихинского района. Поэтому самостоятельно произвести данные выплаты истице комитет не может.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края просил дело рассмотреть без его представителя, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований к комитету отказать. Согласно Законов Алтайского края № 127-ЗС от 03.12.2008 и № 95- ЗС от 02.12.2009 Ребрихинскому району в 2009 и 2010 годах были предусмотрены средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности в размерах соответственно 9528,0 тыс. рублей и 9937,0 тыс. рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Аналогичное положение закреплено в п. 3 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках
городского типа), утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 7 декабря 2009 г. № 515. Данные правила применяются с 01.01.2010 года.
Представитель третьего лица комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ребрихинского района Р. иск просила признать необоснованным и отказать в его удовлетворении, суду пояснила, что средства на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам поступают в краевой бюджет из федерального бюджета и комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края направляются в виде трансферты в районный бюджет, а из него в комитет по образованию Администрации Ребрихинского района. В 2009 году комитет по образованию возмещал топливно-снабжающим организациям отпущенное педагогическим работникам топливо на основании заключенных договоров. В 2009 году финансирование данных расходов краевым бюджетом было недостаточным. В 2010 году в связи с внесением изменений в Закон Алтайского края, меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются комитетом по образованию в виде денежной компенсации непосредственно гражданам из средств краевого бюджета, полученных по трансферте.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Владимирцева Е.П. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию и имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения жилого помещения. Она занимает жилое помещение в с. ... по ул. ... ..., с печным отоплением общей площадью 33,6 м^2. Её право на получение данных мер социальной поддержки ответчиками не оспаривается.
В 2009 году Владимирцевой Е.П. были приобретены дрова в ООО «А.» в количестве 7,7 м^3 по цене 600 руб. на сумму 4620 рублей, исходя из следующего расчета: 33,6 м^2 х 0,05 м^3 = 1,7 м^3, 33,6 м^2 х 0,6 = 2 тонны, произведен пересчет угля на дрова: 2 т. х 3 = 6 м^3.
Полученное Владимирцевой Е.П. твердое топливо в 2009 году было оплачено комитетом Администрации Ребрихинского района на основании заключенных договоров топливно-снабжающим организациям по нормам, утвержденным постановлением Администрации Ребрихинского района от 28 марта 2008 года № 191 «О нормативах потребления твердого топлива для отопления жилого помещения и установления предельной стоимости твердого топлива» (так следует из договоров) из расчета 60 кг угля и 0.05 м^3 дров на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Исходя из нормативов, утвержденных решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 28.01.2005 № 50 из расчета 80 кг угля и 0.1 м^3 дров на 1 м^2 общей площади жилого помещения, Владимирцевой Е.П. должно было быть предоставлено: 33,6м^2*0,1=3,36м^3 дров; 33,6м^2*0,08=2,688 тонны угля.
Согласно постановлению Администрации Ребрихинского района от 17 января 2007 года № 14, при пересчете одного вида топлива в другое, 1 тонна угля равняется 3м^3 дров, поэтому взамен нормы угля (2,688 т.) Владимирцевой Е.П. следовало предоставить 2,688т*3= 8,07 м^3 дров.
В связи с чем Владимирцевой Е.П. должно быть предоставлено 3,36+8,07=11,43 м^3 дров. Фактически ей было предоставлено 7,7 м^3 дров, разница составила: 11,43-7,7=3,73м^3 дров.
Недостающее топливо - дрова в количестве 3.5 м^3 по цене 1100 руб. Владимирцева Е.П. приобрела в апреле 2009 года за наличный расчет на сумму 3850 рублей. Считая, что её право на получение бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением нарушено, она обратилась к прокурору. На запрос прокурора председатель комитета Администрации Ребрихинского района Беляев Н.И. ответил, что меры социальной поддержки по оплате приобретенного твердого топлива - дров Владимирцевой Е.П. в 2009 году оказаны в полном объеме на основании постановления Администрации Ребрихинского района № 191 от 28.03.2008 года «О нормативах потребления твердого топлива для отопления жилого помещения и установлении предельной стоимости твердого топлива». В защиту интересов Владимирцевой Е.П. прокурор обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора в интересах Владимирцевой Е.П. подлежат удовлетворению.
Факт работы истицы в образовательных учреждениях для детей в качестве педагога более 10 лет и проживание в сельской местности подтверждается трудовой книжкой, справкой сельсовета.
Согласно пенсионному удостоверению, истице назначена пенсия с 1 сентября 1978 года. Право истицы на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления жилого помещения ответчиками не оспаривается. Спор возник по количеству предоставляемого бесплатного твердого топлива и надлежащему ответчику.
Решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24 октября 2008 года № 72 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для отопления жилых домов при печном отоплении» были утверждены нормативы потребления твердого топлива по Ребрихинскому району - 59.9 кг угля и 0.055 куб. м дров на один м кв. общей площади жилого помещения. Данным решением было признано утратившим силу решении Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 22 января 2005 года № 5 (в редакции от 8 декабря 2006 года) «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, сжиженного газа, твердого топлива для населения», предусматривающего нормы потребления твердого топлива на отопительный сезон: уголь - 80 кг на один квадратный метр жилой площади, в пределах установленной социальной нормы, но не менее 2.5 т на домовладение, дрова 0.1 куб. м, но не менее 3 куб. м на домовладение.
Решением Ребрихинского районного суда Алтайского края от 10 марта 2009 года, вступившим в законную силу 24 июня 2009 года, признано противоречащим законодательству и недействующим решение Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 24 октября 2008 года № 72 «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива для отопления жилых домов при печном отоплении». В связи с этим при предоставлении мер социальной поддержки при оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений Ребрихинского района при расчете компенсации за приобретенное твердое топливо для указанных лиц, проживающих в домах с печным отоплением в 2009 году, необходимо было руководствоваться нормами, закрепленными в решении Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 22 января 2005 года № 5 (в редакции от 8 декабря 2006 года) «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, сжиженного газа, твердого топлива для населения», которое предусматривает повышенные нормативы потребления твердого топлива по сравнению с решением, которым, руководствовался комитет по образованию Администрации Ребрихинского района.
Поэтому действия комитета Администрации Ребрихинского района по образованию по предоставлению мер социальной поддержки Владимирцевой Е.П. в 2009 году в виде предоставления твердого топлива для отопления жилого помещения по заниженным нормам (60 кг угля и 0.05 м^3 дров на 1 м^2 общей площади жилого помещения) следует признать незаконными.
Затраты на приобретение дополнительного твердого топлива истицей в 2009 году подтверждаются товарным и кассовым чеком, согласно которых Владимирцева Е.П. купила дрова (чурка колотая, березовая) в количестве 3,5 м^3 по цене 1100 рублей за 1 м^3 на сумму 3850 рублей.
Указанная сумма подлежит взысканию с комитета Администрации Ребрихинского района по образованию.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является мерой социальной поддержки, которая должна предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно закону Алтайского края от 3 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа» (в редакции от 27 апреля 2009 года, вступившей в законную силу с 1 января 2010 года), предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением указанным работникам осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Компенсация указанных расходов, в том числе твердым топливом назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями.
В судебном заседании установлено, что таким муниципальным учреждением в Ребрихинском районе в 2010 году является комитет Администрации Ребрихинского района по образованию, которому районный бюджет направляет средства, полученные из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В 2009 году в соответствии с п. 2 указанного закона Алтайского края, действовавшего в предыдущей редакции, возмещение организациям, предоставляющим жилищно-комунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, в том числе твердым топливом, производилось так же комитетом Администрации Ребрихинского района по образованию.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в 2009 году было не достаточным, суд не может учесть при решении данного спора. Истица участником бюджетных отношений не является, в связи с чем неисполнение Российской Федерацией обязательств перед бюджетом субъекта Российской Федерации или бюджета субъекта РФ перед районным бюджетом основанием для привлечения к участию в деле Российской Федерации не является, поскольку для разрешения данного конкретного спора эти обстоятельства правового значения не имеют.
Недостаточность доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществления бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов, что в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи.
Право истицы на получение в полном объеме мер социальной поддержки по оплате отопления как педагогу не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств.
Кроме того, ответчиками в судебном заседании не представлены доказательства недостаточности финансирования рассматриваемых мер социальной поддержки.
Компенсацию понесенных Владимирцевой Е.П. затрат на дополнительное приобретение твердого топлива в 2009 году в сумме 3850 руб. необходимо взыскать в пользу Владимирцевой Е.П. с комитета Администрации Ребрихинского района по образованию за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам. В связи с чем исковые требования прокурора одновременно к двум ответчикам, в том числе к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, необоснованны. В исковых требованиях к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Владимирцевой Е.П. к комитету Администрации Ребрихинского района по образованию удовлетворить.
Признать действия комитета Администрации Ребрихинского района по образованию по предоставлению мер социальной поддержки Владимирцевой Е.П. в виде предоставления в 2009 году твердого топлива для отопления жилого помещения по заниженным нормам из расчета 60 кг угля и 0.05 куб. м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения, незаконными.
Взыскать с комитета Администрации Ребрихинского района по образованию за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам, в пользу Владимирцевой Е.П. компенсацию понесенных ею затрат на приобретение твердого топлива - дров в 2009 году в сумме 3850 (три тысячи восемьсот пятьдесят) рублей.
В исковых требованиях прокурору Ребрихинского района Алтайского края к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края отказать.
Комитет Администрации Ребрихинского района по образованию от уплаты госпошлины освободить в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ... августа 2010 года.
Председательствующий