Именем Российской Федерации
(Резолютивная часть)
8 ноября 2010 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Аман З.В.,
при секретаре Толстошеевой Т.Н.,
с участием прокурора Ребрихинского района Алтайского края Грибанова А.В.,
представителя истца Петренко Н.В.
представителя ответчика Администрации Ребрихинского района Алтайского края Накорякова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Шуликова В.И. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий,
руководствуясь ст. ст. 197-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Шуликова В.И. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать действия Администрации Ребрихинского района Алтайского края в части отказа в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях Шуликову В.И. незаконными.
Обязать Администрацию Ребрихинского района Алтайского края в предусмотренном законом порядке дать оценку соответствия жилого помещения, расположенного в с. <адрес> Ребрихинского района Алтайского края, ул.<адрес>, принадлежащего Шуликову В.И., установленным для жилых помещений требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет принято 11 ноября 2010 года.
Председательствующий
Дело № 2-238/2010 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
8 ноября 2010 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Аман З.В.,
при секретаре Толстошеевой Т.Н.,
с участием прокурора Ребрихинского района Алтайского края Грибанова А.В.,
представителя истца Петренко Н.В.
представителя ответчика Администрации Ребрихинского района Алтайского края Накорякова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Шуликова В.И. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании действий не законными и о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ребрихинского района в интересах Шуликова В.И. обратился в суд с иском к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании действий в части отказа Шуликову В.И. в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях не законными и о понуждении к совершению действий.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что Шуликов В.И. 1921 года рождения является участником Великой Отечественной войны, вместе со своей супругой Ш.А.Я. <данные изъяты> года рождения он проживает в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности в с. <адрес> Ребрихинского района Алтайского края, ул. <адрес>. В соответствии с действующим законодательством участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Полномочиями по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, в том числе, по учету граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Шуликовым В.И. было подано заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Постановлением Администрации Ребрихинского района от 28 апреля 2010 года № 242 ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Администрацией Ребрихинского района решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета Шуликову В.И. было принято без достаточных к тому оснований - в отсутствии заключения комиссии о соответствии или не соответствии его жилого помещения требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, Утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Кроме того, Постановлением Администрации Ребрихинского района от 28 апреля 2010 года № 242 Шуликову В.И. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть на основании того, что не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы. Однако при проверке прокуратурой района заявления Шуликова В.И. установлено, что сформированном Администрацией личном деле Шуликова В.И., имеются все необходимые документы, предоставление которых заявителем обязательно: копия паспортов заявителя и членов семьи, удостоверение инвалида ВОВ, справка БТИ, сведения органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Шуликова В.И.и его жены, справка о составе семьи. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять документы, подтверждающие факт проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Прокурор просит признать действия Администрации Ребрихинского района в части отказа в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях Шуликову В.И. незаконными и обязать Администрацию района в предусмотренном законом порядке дать оценку соответствия жилого помещения, принадлежащего Шуликову В.И., установленным для жилых помещений требованиям действующего законодательства.
Прокурора Ребрихинского района Грибанов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Шуликов В.И. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии с участием его представителя Петренко Н.В.. Представитель истца Петренко Н.В. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что дом был построен в 50-х годах прошлого века. Шуликов В.И. проживает там с семьей с 1961 года. Дом кирпичный состоит из четырех комнат. Общая площадь дома - <данные изъяты>., отопление печное, туалета в доме нет. В настоящее время дом находится в ветхом состоянии: на стенах трещины, крыша протекает, оконные блоки сгнили, зимой в доме из-за сгнивших окон холодно. Капитальный ремонт в доме ни разу не проводился. Техническое состояние дома не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям. В январе 2010 года Шуликов В.И. обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в Администрацию <адрес> сельсовета. Его заявление сначала удовлетворили, а затем в начале мая 2010 года из Администрации Ребрихинского района пришел ответ, в котором было указано, что в постановке на учет ему отказано. В апреле 2010 года в дом к Шуликову В.И. приезжала заместитель главы района и осматривала дом, однако никакого акта составлено не было, никакие документы дополнительно никто не потребовал. Затем жилой дом обследовал специалист комитета по строительству и архитектуре Администрации района З. и заместитель главы Ребрихинского района Ч.. Акт обследования в присутствии Шуликова В.И. ими не составлялся. На заседания межведомственной и жилищной комиссий Шуликова В.И. не приглашали. С актом и заключением межведомственной комиссии заявителя не знакомили.
Представитель ответчика Администрации Ребрихинского района Накоряков С.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что постановление администрации об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Шуликову В.И. вынесено в соответствии с действующим законодательством. Документы, подтверждающие тот факт, что Шуликов В.И. нуждается в жилом помещении, Шуликовым В.И. в жилищную комиссию представлены не были. Прокурор ошибочно считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять документы, подтверждающие факт проживания в помещении, не соответствующем установленным для жилого помещения требованиям. С заявлением в межведомственную комиссию о признании жилого дома не пригодным для проживания Шуликов В.И. не обращался. Межведомственная комиссия 25 октября 2010 года по собственной инициативе провела обследование спорного жилого помещения и вынесла заключение, что для принятия решения о признании жилого дома соответствующим или не соответствующим установленным в Положении о признании жилого помещения не пригодным для проживания, требованиям необходимо заключение проектно-изыскательской организации. Необходимо предложить Шуликову В.И. представить в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, назначенную Постановлением Администрации Ребрихинского района Алтайского края от 1 марта 2010 года № 65, заключение проектно-изыскательской организации. Просил принять решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля З., исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
Шуликов В.И., <данные изъяты> года рождения, является участником Великой Отечественной войны, проживает с супругой Ш.А.Я. <данные изъяты> года рождения в частном жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенном в с. <адрес> Ребрихинского района Алтайского края по ул.<адрес>. Жилой дом принадлежит Шуликову В.И. на праве собственности. В феврале 2010 года Шуликов В.И. обратился в Администрацию <адрес> сельсовета с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий на том основании, что является инвалидов ВОВ и нуждается в благоустроенном жилом помещении в силу своего возраста. При подаче к заявлению были приложены необходимые документы: копии паспорта гражданина РФ Шуликова В.И. и Ш.А.Я., копия удостоверения серии Б №, подтверждающего, что Шуликов В.И. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на соответствующие льготы и преимущества; справки Ребрихинского участка Мамонтовского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 10.02.2010г. №, справка <адрес> сельсовета Ребрихинского района от 25 февраля 2010 года о составе семьи и месте проживания; сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 29.01.2010 г. № и № об отказе в предоставлении запрашиваемой информации.
Заявление Шуликова В.И. было рассмотрено Администрацией <адрес> сельсовета. Постановлением Администрации <адрес> сельсовета от 12 марта 2010 года № Шуликов В.И. был поставлен на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Администрации Ребрихинского района от 28 апреля 2010 года № 242 Шуликову В.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Постановлением Администрации <адрес> сельсовета от 9 июля 2010 года № было отменено Постановление Администрации <адрес> сельсовета от 12 марта 2010 года № о постановке Шуликова В.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ребрихинского района являются обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из части 1 статьи 23.2 Закона следует, что полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Экономические гарантии обеспечения прав ветеранов на жилье закреплены постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» (с последующими изменениями, в том числе, с изменениями от 22 декабря 2009 г.)
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены, в том числе статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно частям 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 2 указанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания (п. 4 Положения).
В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Из пункта 8 Положения следует, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предусмотрены разделом II Положения.
В разделе III Положения изложены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен разделом IV Положения.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 2 ст. 4 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (с изменениями от 7 ноября 2006 года) к заявлению о принятии на учет прилагаются:
1) копия паспорта гражданина РФ заявителя и членов его семьи;
2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи;
3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи;
4) копии документов, подтверждающих состав семьи;
5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;
6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествовавший подаче заявления;
7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами.
Частью 5 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее, чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данный орган.
Согласно статьи 5 Закона Алтайского края № 115-ЗС для рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и принятия по ним решений орган местного самоуправления вправе создать жилищную комиссию. Порядок формирования и работы жилищной комиссии устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 54 ЖК РФ, ч. 5 ст. 5 Закона Алтайского края № 115-ЗС отказ в принятии граждан на учет допускается по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Решение об отказе в принятии граждан на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 ЖК РФ.
При принятии решения об отказе Шуликову В.И. в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях Администрацией Ребрихинского района были нарушены вышеуказанные нормы действующего законодательства.
Обращаясь в жилищную комиссию <адрес> сельсовета Шуликов В.И. заполнил бланк заявления о постановке его на учет по улучшению жилищных условий и приложил все необходимые документы, его заявление было рассмотрено и удовлетворено. Как пояснил представитель ответчика Накоряков С.А. в судебном заседании, администрацией Ребрихинского района заявления ветеранов с приложенными документами (учетные дела) были изъяты из сельских Советов и переданы в жилищную комиссию администрации Ребрихинского района, правомочную рассматривать такие заявления. Однако Шуликову В.И. не было предложено обратиться с заявлением в надлежащий орган и правильно указать основания для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. В судебном заседании представитель истца заявила, что заместитель главы района, председатель жилищной комиссии Ш. выезжала на осмотр жилого дома, принадлежащего Шуликову В.И.. и Шуликов В.И. заявил о ветхости и непригодности для проживания данного жилого помещения. Данный факт в судебном заседании не отрицал представитель ответчика. Однако необходимого обследования жилищных условий ветерана ВОВ Администрацией Ребрихинского района произведено не было.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Шуликов В.И. с заявлением об обследовании жилого помещения в межведомственную комиссию не обращался, поэтому данная комиссия не обязана производить обследование состояния жилого дома и делать заключение. В учетном деле ветерана ВОВ Шуликова В.И. в жилищной комиссии при Администрации Ребрихинского района имеется заявление Шуликова В.И., в котором он просит поставить его на учет на улучшение жилищных условий.
Как было установлено в ходе судебного заседания, постановлением Администрации Ребрихинского района от 01.03.2010 г. № 65 в целях реализации постановления правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» была образована межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания. Вопрос об оценке соответствия занимаемого истцом жилого помещения до отказа в постановке на учет Шуликова В.И. данной комиссией не рассматривался. В ходе рассмотрения дела в суде 25 октября 2010 года межведомственной комиссией был составлен акт обследования помещения и дано заключение, согласно которому для принятия решения о признании жилого дома соответствующим или не соответствующим установленным в Положении о признании жилого помещения не пригодным для проживания, требованиям необходимо заключение проектно-изыскательской организации. Шуликову В.И. предложено представить в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, назначенную Постановлением Администрации Ребрихинского района Алтайского края от 1 марта 2010 года № 65, заключение проектно-изыскательской организации.
В нарушение требований законодательства в состав образованной межведомственной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, эксперты проектно-изыскательских организаций.
В отсутствие представителей, имеющих специальные познания в указанных сферах деятельности, невозможно надлежащим образом проверить фактическое состояние жилого помещения и дать оценку его соответствия установленным требованиям. Тогда как, в силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям должно быть проверено его фактическое состояние. При этом необходимо провести оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Принятое межведомственной комиссией 25 октября 2010 года заключение не соответствует требованиям п. 47 Положения, в соответствии с которым по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. В заключении отсутствует оценка соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не приведено обоснование принятого межведомственной комиссией решения, не решен вопрос о возможности проведения капитального ремонта и продолжении процедуры оценки после его завершения.
Кроме того, собранными по делу доказательствами подтверждается, что обследование жилого помещения, в котором проживает ветеран, 25 октября 2010 года межведомственной комиссией фактически не проводилось.
Так, свидетель З. суду пояснил, что он 25октября 2010 года производил осмотр жилого дома Шуликова В.И. вдвоем с членом комиссии Ч.. При осмотре было обнаружено: трещина на стене, оконные блоки сгнили, крыша протекает, имеютсяповреждения материала кровли. По результатам осмотра был составлен акт, заключение по результатам обследования комиссия без специалистов проектно-изыскательской организации сделать не могла. Остальные члены межведомственной комиссии подписали данный акт. Заседание межведомственной комиссии по рассмотрению заявления не проводилось.
Представитель Администрации района Накоряков С.А. в судебном заседании также пояснил, что он, являясь членом межведомственной комиссии, в обследовании жилого дома Шуликова В.И. участия не принимал, подписал акт и заключение, так как доверял членам комиссии.
Постановлением Администрации района от 03.03.2010 г. № 85 в соответствии с Законом Алтайского края от 14.09.2006 г. № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» была создана жилищная комиссия.
Решение об отказе Шуликову В.И. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях было принято жилищной комиссией в нарушение действующего законодательства и Положения о жилищной комиссии при Администрации района, утвержденного постановлением Администрации Ребрихинского района от 3 марта 2010 года № 85.
В нарушение основных задач комиссии вопрос о необходимости постановки на учет или об отказе Шуликову В.И. в постановке на учет комиссией рассматривался формально, вопрос о соответствии его жилого дома установленным для жилых помещений требованиям действующего законодательства, не рассматривался. Представленные документы комиссией не исследовались, принятое решение членами комиссии не обсуждалось, голосование по итогам рассмотрения не проводилось, конкретные основания отказа в решении не указаны (какие документы, необходимые для постановки на учет, отсутствуют у Шуликова В.И.). Протокол заседания комиссии не подписан секретарем. Изложенное подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом заседания жилищной комиссии от 26 апреля 2010 года № 3.
Таким образом, постановление Администрации Ребрихинского района от 28 апреля 2010 года № 242 об отказе Шуликову В.И. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, принятое на основе вышеуказанного решения жилищной комиссии, противоречит требованиям действующего законодательства об обеспечении жильем ветеранов. Указанное постановление принято Администрацией района без оценки соответствия жилого помещения, принадлежащего Шуликову В.И.. В связи с чем действия Администрации Ребрихинского района по отказу в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях Шуликову В.И. являются незаконными.
Незаконные действия администрации создают препятствие к осуществлению Шуликовым В.И. его права, как участника Великой Отечественной войны, в случае надлежащей оценки соответствия принадлежащего ему жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям действующего законодательства и признания этого помещения непригодным для проживания, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы представителя Администрации района о том, что обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания может быть произведено только по дополнительному заявлению ветерана, являются необоснованными, поскольку требований о составлении отдельного заявления о непригодности жилого помещения для проживания жилищное законодательство не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Шуликова В.И. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании действий незаконными и о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать действия Администрации Ребрихинского района Алтайского края в части отказа в постановке на регистрационный учет нуждающихся в жилых помещениях Шуликову В.И. незаконными.
Обязать Администрацию Ребрихинского района Алтайского края в предусмотренном законом порядке дать оценку соответствия жилого помещения, расположенного в с. <адрес> Ребрихинского района Алтайского края, ул.<адрес>, принадлежащего Шуликову В.И., установленным для жилых помещений требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 11 ноября 2010 года.
Председательствующий