О признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении в ее предоставлении



Дело № 2-336/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ребриха 29 ноября 2010 года

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Аман З.В.,

с участием заместителя прокурора Ребрихинского района Алтайского края Криулина В.Н.,

истца Кочерова В.М.,

при секретаре Сапелкиной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ребрихинского района Алтайского края в защиту интересов Кочерова В.М. к Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении в ее предоставлении,

у с т а н о в и л :

Прокурор Ребрихинского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Кочерова В.М. к Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении в ее предоставлении.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что Кочеров В.М. является инвалидом второй группы, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи, в частности путевки на санаторно-курортное лечение. Кочеров В.М. 13 января 2009 года обратился в филиал №1 ГУ-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2009 год, однако в 2009 году путевку ответчик ему не предоставил, мотивируя это ограниченным объемом средств и недостаточным поступлением путевок гражданам льготной категории.

В судебном заседании заместитель прокурора требования поддержал, просил признать бездействие ответчика по обеспечению Кочерова В.М. путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и обязать ответчика представить Кочерову В.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2009 год за счет средств федерального бюджета.

Истец Кочеров В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что он в декабре 2008 года обратился в филиал № 1 ГУ-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2009 год, представил справку формы № 070/у-04 о медицинских показаниях к санаторно-курортному лечению. У него заявление не приняли, сказали, что нужно прийти в январе 2009 года. 13 января 2009 года он вновь обратился с заявлением о предоставлении путевки и приложил все необходимые документы. В первом полугодии 2009 года ему не выдали путевку, объясняя тем, что очередь его не подошла, а во втором полугодии не выдали, так как действие медицинской справки закончилось в июле. Справку он обновил, однако путевка ему предоставлена не была.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения дела, направил в суд отзыв, согласно которого, иск не признал, мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, право на получение социальных услуг (и, в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина в случае, если:

а) сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателе социальных услуг в определенном календарном году;

б) у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме № 070 /у-04;

в) гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех вышеперечисленных условий. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) является календарный год. Согласно статье 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний.

Согласно пункту 1.5. Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2006 года № 256, срок действия справки составляет 6 месяцев.

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ (пункт 3.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 года № 328).

Для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления. В связи с этим обеспечить истца путевкой в 2009 году, согласно поданного им в филиал № 1 регионального отделения 13 января 2009 года заявления до окончания срока действия справки по форме № 070 /у-04 не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.

Обязанность по обновлению справки по форме № 070 /у-04 лежит на гражданине - получателе социальных услуг, и непредставление Кочеровым В.М. в 2009 году обновленной справки, взамен приложенной к заявлению от 13.01.2009г., затруднило обеспечение его санаторно-курортным лечением в 2009 году.

Выделение Кочерову В.М. путевки за пределами действия справки по форме № 070 /у-04, нарушило бы действующее законодательство в сфере государственной социальной помощи.

Более того, в 2010 году Кочеров В.М. воспользовался своим правом на выбор формы получения государственной социальной помощи и отказался от набора социальных услуг на 2010 год в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг. Таким образом, согласно действующему законодательству в сфере государственной социальной помощи в 2010 году Кочеров В.М. не имеет права на получение путевки на санаторно-курортное лечение, так как получает ежемесячную денежную выплату, осуществляемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства на обеспечение граждан, выбравших в 2010 году получение государственной социальной помощи в денежной форме, предусматриваются Пенсионному фонду Российской Федерации, а не Фонду социального страхования Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, ответчик просил суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Кочеров В.М. является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно. 13 января 2009 года Кочеров В.М. обратился к ответчику за получением мер социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения, которое до настоящего времени ему предоставлено не было.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в Федеральном законе.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в ст.6.1 предусмотрены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.

Таким образом, данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки при наличии определенных обстоятельств (медицинских показаний, отказа от денежной компенсации и др.). Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении.

Согласно ч.2 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

При этом граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04 (пункт 3.6 Порядка). Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.

В силу п. 3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Поскольку Кочеров В.М. надлежащим образом обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив к нему справку о нуждаемости в таком лечении, что не оспаривалось ответчиком, то у него возникло право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2009 году.

При этом то обстоятельство, что в июле 2009 года срок действия справки истек, не могло служить основанием для отказа в предоставлении Кочерову В.М. путевки, так как при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки истец подтвердил свою нуждаемость в санаторно-курортном лечении соответствующей справкой.

Помимо этого, в силу п.п.1.6, 1.7 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года № 256, справка носит предварительный информативный характер. После получения путевки больной обязан не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия явиться к лечащему врачу, выдавшему ему справку для получения путевки, с целью проведения необходимого дополнительного обследования.

Таким образом, истечение срока действия справки после обращения с соответствующим заявлением не исключает получение путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку наличие медицинских показаний и отсутствие медицинских противопоказаний может быть уточнено на стадии дополнительного обследования.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета.

В соответствии с п.4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

То обстоятельство, что в 2010 году истец отказался от набора социальных услуг, не имеет в данном случае правового значения, поскольку разрешению подлежал вопрос о предоставлении Кочерову В.М. путевки на санаторно-курортное лечение за 2009 год, на получение которой он имеет право, однако не по своей вине своевременно не получил.

Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Кочерова В.М. на день рассмотрения дела в суде были подтверждены справкой МУЗ «Ребрихинская ЦРБ» формы № 070/у-04 от 07.10 2010 года № 907.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края в защиту интересов Кочерова В.М. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении в ее предоставлении, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие Государственного учреждения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не предоставлению Кочерову В.М. путевки на санаторно-курортное лечение в 2009 году незаконным.

Обязать Государственное учреждение Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Кочерову В.М. путевку на санаторно-курортное лечение за 2009 год за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия.

Председательствующий