О признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет



Дело № 2-314/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении искового заявления без рассмотрения

14 декабря 2010 года с. Ребриха

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Траудт Н.В.,

при секретаре Ненашевой Т.А.,

с участием истца Троценко А.Г.,

представителя ответчика Администрации Ребрихинского района Алтайского края Накорякова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Троценко А.Г. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет,

у с т а н о в и л:

Троценко А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет. Свои требования истец мотивирует тем, что он является участником Великой Отечественной войны, вместе со своей супругой Троценко А.И. проживает в жилом доме в <адрес>. В январе 2010 года он обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в Администрацию Пановского сельсовета. Его заявление сначала было удовлетворено, а затем в начале мая 2010 года из Администрации Ребрихинского района пришел ответ, в котором было указано, что на учет он не может быть поставлен. На момент подачи заявления он жилого помещения в собственности не имел и в настоящее время не имеет.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, суду пояснил, что дом, в котором он живет, был построен в 1958 году его родителями при его участии. Жилое помещение состоит из четырех комнат. Общая площадь дома составляет около 70 кв. м, жилая - около 55 кв. м. Дом построен из кирпича, отопление печное, воды, туалета в доме нет. Дом находится в аварийном состоянии: на стенах трещины, лаги сгнили, пол просел, пришла в негодность крыша. Капитальный ремонт в доме не проводился с момента постройки. После смерти родителей он со своей семьей остался проживать в этом доме. Документы на дом никакие в течение всего времени не оформлялись. Право собственности на дом он не регистрировал, так как проживать в доме в настоящее время невозможно.

Представитель Администрации Ребрихинского района Накоряков С.А. в судебном заседании требования Троценко А.Г. признал необоснованными, суду пояснил, что на заседании жилищной комиссии при Администрации Ребрихинского района рассматривалось заявление Троценко А.Г. о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. В качестве основания постановки на учет Троценко А.Г. в заявлении указал, что принадлежащий ему жилой дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Документы, подтверждающие тот факт, что Троценко А.Г. нуждается в жилом помещении, заявителем представлены не были, поэтому Троценко А.Г. в постановке на учет было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Постановление Администрации Ребрихинского района от 28 апреля 2010 года об отказе Троценко А.Г. в постановке на учет было отменено решением Ребрихинского районного суда. Повторно после отмены постановления заявление Троценко А.Г. не рассматривалось. С заявлением о постановке на учет по тому основанию, что он не является собственником жилого помещения, Троценко А.Г. в Администрацию не обращался.

Третье лицо на стороне истца Троценко А.И. в судебное заседание не явилась, хотя и была надлежащим образом уведомлена. Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело без участия Троценко А.И.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ признал возможным провести судебное заседание без его участия.

В поступившем в адрес суда отзыве на исковое заявление представитель Главалтайсоцзащиты указал, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны осуществляется независимо от даты постановки на учет. Учет вышеуказанных категорий граждан и обеспечение их жильем осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. На основании сведений, представляемых органами местного самоуправления, Главалтайсоцзащитой формируется сводный список указанных категорий граждан. При наличии правовых оснований у Главалтайсоцзащиты отсутствуют возражения по признанию Троценко А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что по настоящему делу истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок урегулирования спора.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Из части 1 статьи 23.2 этого Закона следует, что полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены, в том числе статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из пояснений сторон и материалов гражданского дела, Троценко А.Г. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по тому основанию, что он не имеет жилого помещения, в Администрацию Ребрихинского района не обращался. Напротив, из заявления Троценко А.Г. от 2 января 2010 года, адресованного главе Администрации Пановского сельсовета, следует, что основанием для постановки на учет он указывает, что имеет собственный жилой дом, который является неблагоустроенным, ветхим и удален от центра. Документы, подтверждающие отсутствие жилья, Троценко А.Г. в Администрацию района также не представлял.

Изложенное свидетельствует о не соблюдении истцом установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ, в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора суд оставляет заявление без рассмотрения.

Таким образом, исковое заявление Троценко А.Г. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет подлежит оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 222, 224, 225 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Исковое заявление Троценко А.Г. к Администрации Ребрихинского района Алтайского края о признании нуждающимся в жилом помещении и о возложении обязанности поставить на учет оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу Троценко А.Г. о необходимости соблюдения установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного урегулирования спора путем обращения в Администрацию Ребрихинского района Алтайского края с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как гражданина, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, Троценко А.Г. вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное определение будет изготовлено 20 декабря 2010 года.

Председательствующий