О признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне



Дело № 2-133/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 годас. Ребриха

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Траудт Н.В.,

при секретаре Ненашевой Т.А.,

с участием истца Кондрашкиной Л.Ф.,

представителя третьего лица Управления социальной защиты населения по Ребрихинскому району Алтайского края Фроловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кондрашкиной ФИО7 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,

у с т а н о в и л:

Кондрашкина Л.Ф. обратилась в суд с иском к МЧС России о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной накопленной дозы облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца. Свои требования Кондрашкина Л.Ф. мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>. Данный населенный пункт входит в Перечень населенных пунктов Алтайского края и бывшей КазССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Истец Кондрашкина Л.Ф. в судебном заседании свои требования уточнила, просила признать за ней право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной накопленной дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр), и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца. Суду пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Её фамилия до вступления в брак была Скиданенко. С рождения и по ДД.ММ.ГГГГ она вместе с родителями проживала в <адрес>, затем ее семья переехала. ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с К. и сменила фамилию на фамилию мужа. Она является гражданкой Российской Федерации. Как подвергшаяся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившая суммарную (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), имеет право на меры социальной поддержки. В январе 2010 года она обратилась в Управление социальной защиты населения по Ребрихинскому району Алтайского края с заявлением о выдаче удостоверения соответствующего образца. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе, подтверждающие факт ее проживания в <адрес>. До настоящего времени удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, ей не выдано.

Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом уведомлен. В поступившем в адрес суда заявлении просил провести судебное заседание в его отсутствие.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.

Кондрашкина Л.Ф. согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие представителя ответчика.

На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Из отзыва МЧС России следует, что ответчик исковые требования Кондрашкиной Л.Ф. не признает. Получение гражданами, проживавшими после 30 сентября 1949 года в <адрес>, дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), архивными данными и имеющимися по этому вопросу научными отчетами не подтверждается. У МЧС России отсутствуют законные основания для оформления и выдачи истцу удостоверения единого образца, в связи с отсутствием факта радиационного воздействия на истца в дозе свыше 5 сЗв (бэр).

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения (УСЗН) по Ребрихинскому району Алтайского края Фролова Ю.А. в судебном заседании требования истца признала обоснованными, суду пояснила, что Кондрашкина Л.Ф., как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В январе 2010 года от Кондрашкиной Л.Ф. было принято заявление о выдаче удостоверения, подтверждающего ее право на меры социальной поддержки. Заявление Кондрашкиной Л.Ф. вместе с документами для выдачи удостоверения было направлено в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, там формируется реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Главное управление в месячный срок направляет их в МЧС России. В апреле 2010 года Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне известило УСЗН о том, что 26 марта 2010 года документы Кондрашкиной Л.Ф. отправлены в МЧС России. В течение двух месяцев заявителю должно быть выдано соответствующее удостоверение. О причинах невыдачи удостоверения истцу в установленный срок ей не известно.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился, хотя и был надлежащим образом уведомлен. В поступившем в адрес суда заявлении просил провести судебное заседание в его отсутствие.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя Главалтайсоцзащиты.

Из отзыва Главалтайсоцзащиты следует, что населенный пункт Локоть Локтевского района Алтайского края включен в перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в числе получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗВ (бэр). Период проживания Кондрашкиной Л.Ф. входит в период радиационного воздействия, определенный действующим законодательством. Сведения об истце были внесены Главным управлением в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который был направлен письмом Главного управления в МЧС России вместе с копиями документов истца. Основания для истребования у истицы справки о полученной дозе облучения у Управления отсутствовали, поскольку не определены органы, уполномоченные выносить официальные заключения о полученной дозе облучения в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Заслушав истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

Истец Кондрашкина (до брака Скиданенко) Л.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>. Кондрашкина Л.Ф. является гражданином Российской Федерации и проживает в <адрес>. В январе 2010 года Кондрашкина Л.Ф. обратилась с заявлением в УСЗН по <адрес> для выдачи удостоверения в соответствии с Федеральным законом от 10 октября 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Документы истца были переданы в Главалтайсоцзащиту для включения в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию, для решения вопроса о выдаче удостоверения соответствующего образца. 26 марта 2010 года документы Главалтайсоцзащитой были направлены в МЧС России для решения вопроса о выдаче удостоверения гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию. До настоящего времени удостоверение Кондрашкиной Л.Ф. не выдано.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Кондрашкиной Л.Ф. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 42 и 53, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия, на одного из родителей гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом.

Согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 № 162-р (с последующими изменениями), с. Локоть Локтевского района Алтайского края входит в перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из приведенных норм видно, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. № 404-О и от 4 декабря 2007 г. № 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в 1949-1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения.

Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в российской Федерации в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Пунктами 1, 4 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. № 5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 года, регистрационный № 16642, утверждены Методические указания МУ 2.6.1.25742010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Методические указания).

Методические указания предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее – лиц из населения). В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (пункт 1.1).

Вместе с тем, на день рассмотрения дела в суде органы, уполномоченные определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, отсутствуют.

Отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом исходя из того, что обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне государство приняло на себя, на соответствующие органы возлагается процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр).

Однако ответчиком доказательства того, что Кондрашкина Л.Ф. получила суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения менее 5 сЗв (бэр), в суд не представлены.

Поступившие в суд от ответчика Пояснительная записка к базе данных по дозам облучения жителей населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденная начальником 12 ЦНИИ Минобороны России Перцевым С.Ф. 30 ноября 2009 года (далее – Пояснительная записка), Приложение 4 Дозы облучения жителей Алтайского края и бывшей Казахской ССР по принадлежности к населенным пунктам и датам проведения ядерных испытаний (далее - Приложение 4), Приложении 6 Справочные сведения для использования Базы данных в административной практике (далее – Приложение 6), по мнению суда, не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающими доводы ответчика.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из представленной ответчиком Пояснительной записки, База данных содержит сведения об эффективных дозах облучения, которые по своему предназначению делятся на две группы, а именно:

эффективные дозы облучения лиц из критической группы населения, накопленные за неограниченный период времени их проживания в одном населенном пункте от момента ядерного взрыва до полного распада радиоактивных продуктов в среде обитания;

эффективные дозы облучения лиц различных возрастных групп (до 1 года, 1-2 года, 2-7 лет, 7-12 лет, 12-17 лет, старше 17 лет), накопленные за фиксированные сроки их проживания в одном населенном пункте, включая сроки с началом проживания позднее даты взрыва.

Сведения первой группы в соответствии п. 1.4(а) Методических указаний предназначены для вынесения заключений о включении (не включении) населенного пункта в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне. Сведения второй группы в соответствии с п. 1.4(б) Методических указаний предназначены для вынесения заключения о том, что индивидуальная доза облучения жителя, полученная за конкретный период проживания при конкретном возрасте в период проживания в населенном пункте, включаемом в указанный перечень, составляет установленное значение и это значение соответствует (не соответствует) законодательно введенному дозовому критерию для вынесения заключения адресно для каждого лица.

Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что установленные в результате их адресного применения оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (абзац первый). Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Таким образом, по мнению суда, законодателем предусмотрено, что единственным допустимым доказательством соответствия (не соответствия) полученных лицами из числа населения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, которое должно быть результатом проведения адресной оценки суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица, может являться только соответствующее заключение уполномоченного органа.

Кроме того, ответчиком не представлены в суд доказательства, подтверждающие тот факт, что Пояснительная записка, Приложение 4 и Приложение 6 являются методическими и иными документами по вопросам радиационной безопасности, утверждены и приняты уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Вышеуказанные документы представлены в суд МЧС России в копиях, содержащих отдельные их листы, из которых не видно структуры документа в целом, какое отношение Приложение 4 и Приложение 6 имеют к Пояснительной записке. Представленные копии надлежащим образом не заверены, подлинники документов для обозрения в суд не представлены.

Поэтому суд не может признать представленные доказательства достоверными.

Изложенное не позволяет суду доводы МЧС России признать обоснованными.

Подпунктом «б» п. 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849, которые действовали до 4 декабря 2009 года включительно, было установлено, что для получения удостоверения, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», граждане представляют по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением необходимых документов, в том числе документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания. В дальнейшем, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь п. 4 Правил, вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направляет в МЧС России представления о выдаче удостоверения, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов.

В соответствии с п. 5 указанных Правил было установлено, что выдача удостоверений осуществлялась Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее трех месяцев со дня подачи документов в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 404-О следует, что признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе мер социальной поддержки. Соответственно и механизм исполнения государством своей обязанности не должен ограничивать права этих граждан или сужать круг лиц, уже признанных законом получателями этих мер. Иное означало бы неправомерное ограничение права на возмещение вреда здоровью, закрепленного ст. 42 Конституции РФ и тем самым привело бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Подпункт «б» п. 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки. Для получения удостоверения гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, достаточно документального подтверждения факта проживания в конкретном населенном пункте в период с 1949 по 1963 год включительно.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 946 постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 849 признано утратившим силу и с 5 декабря 2009 года действует Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный приказом МЧС России от 18 сентября 2009 года № 540 (далее Порядок).

Сохранив в целом ранее действующую процедуру обращения граждан за получением соответствующих удостоверений и выдачи удостоверений, Порядок (п. 3), предусматривая, что к письменному заявлению граждане должны в том числе прилагать документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия, не содержит указания на то, что гражданин должен представлять документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте в период радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.

Кроме того, пунктом 3 Порядка предусмотрено, что при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за периодами радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

В соответствии с п. 5 ныне действующего Порядка удостоверения по-прежнему оформляются Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, но уже в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

Тот факт, что истец Кондрашкина Л.Ф. проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> подтверждается справкой Администрации Локтевского сельсовета Локтевского района Алтайского края.

Факт обращения истца в Главалтайсоцзащиту для выдачи удостоверения соответствующего образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию, подтверждается реестром Главалтайсоцзащиты № 1114к от 26 марта 2010 года.

Из имеющейся в материалах дела информации Главалтайсоцзащиты следует, что Кондрашкина Л.Ф. была включена в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Из сопроводительного письма от 26 марта 2010 года № 13/1-2262/05 Главалтайсоцзащиты и почтового уведомления следует, что 29 марта 2010 года документы Кондрашкиной Л.Ф. направлены в МЧС России для решения вопроса о выдаче удостоверения в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Как следует из почтового уведомления, МЧС России документы были получены 5 апреля 2010 года.

Поскольку Кондрашкина Л.Ф. проживала в <адрес> в период радиационного воздействия, документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке, уполномоченными органами с него обоснованно истребованы не были.

В судебном заседании также установлено, что удостоверение Кондрашкиной Л.Ф. до настоящего времени не выдано.

Бездействие МЧС России противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина, нарушает право Кондрашкиной Л.Ф. на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Кондрашкина Л.Ф. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр). За ней необходимо признать право на получение удостоверения установленного образца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кондрашкиной ФИО7 удовлетворить.

Признать за Кондрашкиной ФИО7, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, получившей суммарную (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), право на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения, превышающей 25 сЗв (бэр).

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Кондрашкиной ФИО7, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> получившей суммарную (накопленную) дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Определением Конституционного суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 404-О.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 3 мая 2011 года.

Председательствующий