Дело № 2-177/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 июня 2011 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Траудт Н.В.,
при секретаре Ненашевой Т.А.,
с участием прокурора Ребрихинского района Алтайского края Грибанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Ляпунова Ю.Н. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-АРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении к ее предоставлению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ребрихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Ляпунова Ю.Н. к ГУ - АРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении к ее предоставлению. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Ляпунов Ю.Н. является инвалидом 3 группы, в связи с чем в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. В набор социальных услуг входит также предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. 3 августа 2010 года Ляпунов Ю.Н. обратился в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении направления в санаторно-курортное учреждение и предоставил справку № 070/у-04, но до настоящего времени путевкой не обеспечен. Не обеспечение истца путевкой в 2010 году произошло по причинам, от него независящим, в том числе и вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании прокурор Ребрихинского района Грибанов А.В. свои требования поддержал, основываясь на изложенных в иске доводах.
Истец Ляпунов Ю.Н. и представитель ответчика в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание без их присутствия.
Из отзыва представителя ответчика следует, что требования прокурора ГУ-АРО ФСС РФ не признает и просит суд отказать прокурору в их удовлетворении. С января 2005 года ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи», федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами осуществляет отдельные федеральные полномочия в части обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд имеет право обеспечить граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. На указанные цели ГУ-АРО ФСС РФ на 2010 год из федерального бюджета были выделены средства в сумме 96 918 400 рублей. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано 5 273 санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в 2010 году заявлений о предоставлении путевок составило 11 510. Объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2010 году.
Представитель третьего лица Филиала № 1 ГУ - АРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом уведомлен. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав прокурора, ознакомившись с мнением представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
Ляпунов Ю.Н. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию. 3 августа 2010 года Ляпунов Ю.Н. обратился в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку формы №070/у-04 о своей нуждаемости. Путевка на санаторно-курортное лечение за 2010 год истцу ответчиком не представлена. У Ляпунова Ю.Н. имеются медицинские показания на санаторно-курортное лечение на день рассмотрения дела судом.
Проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.1 Закона правом на получение набора социальных услуг могут пользоваться инвалиды. Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Статьей 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная социальная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Порядок обращения указанной категории граждан за предоставлением социальных услуг определен Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 года № 862.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 (далее - Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы фонда.
Согласно п. 3.8 Порядка исполнительные органы фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.
Наличие у Ляпунова Ю.Н. инвалидности подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № 1851807 от 15 июня 2010 года.
Сведения об отказе Ляпунова Ю.Н. от социального пакета на 2010 год суду не представлены.
Доводы ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не основаны на законе.
В соответствии с п. 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, направленных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу статей 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
В Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью.
Статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за 2010 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Ляпунова Ю.Н. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ Ребрихинская ЦРБ формы № 070/у-04 от 13 апреля 2011 года № 352.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении Ляпунову Ю.Н. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Ляпунову Ю.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
Взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 6 июня 2011 года.
Председательствующий