Дело № 2-162/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 июня 2011 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Траудт Н.В.,
при секретаре Ненашевой Т.А.,
с участием заместителя прокурора Ребрихинского района Алтайского края Криулина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ребрихинского района Алтайского края в интересах Портнягина П.П. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-АРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении к ее предоставлению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ребрихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Портнягина П.П. к ГУ - АРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение и о понуждении к ее предоставлению. Свои требования прокурор мотивирует тем, что Портнягин П.П. является инвалидом 3 группы бессрочно, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. В набор социальных услуг входит также предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. 15 марта 2010 года Портнягин П.П. обратился в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении направления в санаторно-курортное учреждение и предоставил справку № 070/у-04, но до настоящего времени путевкой не обеспечен. Не обеспечение истца путевкой в 2010 году произошло по причинам, от него независящим, в том числе и вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Ребрихинского района Криулин В.Н. исковые требования прокурора поддержал, основываясь на изложенных в иске доводах.
Истец Портнягин П.П. и представитель ответчика в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание без их присутствия.
Из отзыва представителя ответчика следует, что требования прокурора ГУ-АРО ФСС РФ не признает и просит суд отказать прокурору в их удовлетворении. С января 2005 года ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной помощи», федеральными законами о бюджете ФСС РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами осуществляет отдельные федеральные полномочия в части обеспечения отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Фонд имеет право обеспечить граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. В 2010 году имелась очередность среди граждан льготной категории на получение санаторно-курортное лечения. При этом, многие из них ожидали получения путевок, которые им не были предоставлены по их заявлениям за предыдущие годы. В связи с этим обеспечить Портнягина П.П. путевкой на санаторно-курортное лечение в 2010 году не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные показания, но подавшим заявления раньше. Портнягин П.П. воспользовался своим правом на выбор формы получения государственной социальной помощи и отказался от набора социальных услуг в пользу получения ежемесячной денежной выплаты с учетом стоимости социальных услуг. В связи с этим в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации) содержатся сведения о Портнягине П.П. как о получателе ежемесячной денежной выплаты.
Представитель третьего лица Филиала № 1 ГУ - АРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом уведомлен. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав заместителя прокурора, ознакомившись с мнением представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
Портнягин П.П. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно. 15 марта 2010 Портнягин П.П. обратился в Филиал № 1 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку формы №070/у-04 о своей нуждаемости. Путевка на санаторно-курортное лечение за 2010 год истцу ответчиком не представлена. У Портнягина П.П. имеются медицинские показания на санаторно-курортное лечение на день рассмотрения дела судом.
Проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.1 Закона правом на получение набора социальных услуг могут пользоваться инвалиды. Порядок обращения указанных лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
Статьей 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная социальная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Порядок обращения указанной категории граждан за предоставлением социальных услуг определен Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 года № 862.
Согласно п. 1.5 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256 «О порядке медицинского отбора и направлении больных на санаторно-курортное лечение», при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме №070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 (далее - Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы фонда.
Согласно п. 3.8 Порядка исполнительные органы фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.
Наличие у Портнягина П.П. инвалидности подтверждается справкой серии МСЭ-2009 № 1851558 от 11 мая 2010 года.
Из информации Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе следует, что Портнягин П.П. является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с 2 августа 2007 года по категории инвалид 3 группы. 13 мая 2008 года Портнягиным П.П. было подано заявление об отказе от транспортной части на 2009 год, выплата ЕДВ в денежном выражении производилась в 2009 и 2010 годах с учетом отказа от транспортной части в сумме 639 рублей, медицинская часть сохранена. 23 сентября 2010 года заявителем подано заявление об отказе от медицинской части на 2011 год, 28 марта 2011 года подано заявление о возобновлении санаторно-курортной части с 1 апреля 2011 года.
То обстоятельство, что в 2010 году Портнягин П.П. отказался от медицинской части на 2011 год, не имеет в данном случае правового значения, поскольку разрешению подлежит вопрос о предоставлении Портнягину П.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
Доводы ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не основаны на законе.
В соответствии с п. 4 Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, направленных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу статей 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
В Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью.
Статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за 2010 год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению, так как закон не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Портнягина П.П. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ Ребрихинская ЦРБ формы № 070/у-04 от 29 марта 2011 года № 275.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ребрихинского района Алтайского края удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении Портнягину П.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Портнягину П.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
Взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 июня 2011 года.
Председательствующий