О понуждении к совершению действий



дело № 2-56/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года                                                                                с. Ребриха

     Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Юдакова А.В., с участием заместителя прокурора Ребрихинского района Киулина В.Н., при секретаре Баринове Р.В., с участием представителя ответчика Накорякова С.А., представителей Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Лукашевой Е.Н. и Жандарова Б.В., представителя Государственного Ветеринарного надзора Полугородникова В.И., представителя Ребрихинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Азарова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ребрихинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,

У с т а н о в и л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ребрихинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка информации, опубликованной на Интернет сайте информационного агентства «Амител» об обнаружении несанкционированного захоронения трупов животных на территории Ребрихинского района Алтайского края. В ходе обследования, проведенного 20.12.2010 с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, установлено, что на земельном участке размерами около 24х29 м общей площадью около 700 м2, расположенном на расстоянии около 1 км по направлению на восток от с. Клочки Ребрихинского района, размещена несанкционированная свалка биологических отходов. В траншее размерами 2х8 м при вскрытии грунта обнаружены многочисленные трупы животных различных половозрастных групп, боенские отходы (шкуры, кишечник животных, рога, копыта крупно рогатого скота), о чем составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от 20.12.2010.

       В судебном заседании прокуратурой неоднократно уточнялись исковые требования, в окончательном виде прокурор просил обязать администрацию Ребрихинского района Алтайского края разработать проект рекультивации земельного участка общей площадью около 700 кв.м., расположенного на расстоянии около 1 км. на восток от с. Клочки Ребрихинского района Алтайского края и провести рекультивацию вышеуказанного земельного участка в соответствии с разработанным в установленном законом порядке проектом, а также уничтожить биологические отходы на вышеуказанном участке в соответствии с требованиями закона.

      Представитель администрации Ребрихинского района Алтайского края Накоряков С.А. иск не признал, суду пояснил, что администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку не является собственником земли, а ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не распространяются на администрацию района, так как она является исполнительно-распорядительным органом. Уничтожение биологических отходов не может быть отнесены к вопросам местного значения. Восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель (рекультивация) не относится к понятию чрезвычайной ситуации.

       Представители Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Лукашева Е.Н. и Жандаров Б.В., иск прокурора поддержали.

       Представитель управления ветеринарии Полугородников В.И. суду пояснил, что 10.11.2010 года им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «Альтаир-Агро» Ш за неудовлетворительное состояние биотермической ямы. Несанкционированное захоронение трупов животных видел, однако привлечь кого-либо к ответственности нельзя из-за невозможности определить, кто произвел захоронение.

        Представитель Ребрихинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю Азаров В.Н., суду пояснил, что земельный участок, на котором обнаружено несанкционированное захоронение трупов животных, находится в ведении администрации Ребрихинского района.

       Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

       На земельном участке размером около 24х29 м общей площадью около 700 м2, расположенном на расстоянии около 1 км по направлению на восток от с. Клочки Ребрихинского района, размещена несанкционированная свалка биологических отходов. В траншее размерами 2х8 м при вскрытии грунта обнаружены многочисленные трупы животных различных половозрастных групп, боенские отходы (шкуры, кишечник животных, рога, копыта крупно рогатого скота).

       Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, под биологическими отходами понимаются трупы животных, а также другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

В соответствии с п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил, уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

Согласно ч. 2 ст. 10 закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» установлено, что запрещается уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю.

Из протокола лабораторных испытаний от 22.12.2010 № 400/3387, в отобранной пробе установлено снижение содержания гумуса на участке места захоронения животных в 4 раза по сравнению с участком, который не подвергался захоронению, что указывает на значительную деградацию почвенного покрова.

Согласно информации Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю от 15.12.2010 вышеназванный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации действующих прав на данный земельный участок, отсутствуют.

Из анализа ст. 3 Ф.З. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Выполняя функции по распоряжению земельными участками, администрация района фактически осуществляет полномочия собственника, в связи с чем, спорный загрязненный земельный участок находится в ведении администрации Ребрихинского района.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

На основании ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, администрация Ребрихинского района, как лицо, выполняющие функции собственника загрязненного земельного участка, обязано провести его рекультивацию.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций следует понимать комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Пунктом 5 ч. 3 ст. 50 названного закона, в собственности муниципальных районов может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Органы местного самоуправления обязаны проводить мероприятия, направленные на обустройство территорий в целях обеспечения безопасности для жизни населения и сохранения плодородности сельскохозяйственных земель.

В соответствии с ГОСТом 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Совместным приказом от 22.12.1995 Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 525 и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № 67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

В соответствии с п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При этом рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы и др. (п.5 Основных положений).

Поскольку неустановленное лицо размещало биологические отходы на указанном выше земельном участке, что привело к его загрязнению, то в целях ликвидации последствий загрязнения земель необходима рекультивация.

      Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

     Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

     Обязать администрацию Ребрихинского района Алтайского края разработать проект рекультивации земельного участка общей площадью около 700 кв.м., расположенного на расстоянии около 1 км. на восток от с. Клочки Ребрихинского района Алтайского края.

     Обязать администрацию Ребрихинского района Алтайского края провести рекультивацию земельного участка общей площадью около 700 кв.м., расположенного на расстоянии около 1 км. на восток от с. Клочки Ребрихинского района, в соответствии с разработанным в установленном законом порядке проектом, а также уничтожить биологические отходы на вышеуказанном участке в соответствии с требованиями закона.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ребрихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

      Мотивированное решение будет вынесено 2 апреля 2011 года.

     Председательствующий: