Дело № 2-199/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении искового заявления без рассмотрения
13 июля 2011 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Траудт Н.В.,
при секретаре Ненашевой Т.А.,
с участием истца Савченко Л.А.,
представителя ответчика Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края Блюм М.Н.,
представителя третьего лица органа опеки и попечительства Комитета Администрации Ребрихинского района Алтайского края по образованию Нагорновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Савченко Л.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи и Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л:
Савченко Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи и Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свои требования Савченко Л.А. мотивирует тем, что решением Ребрихинского районного суда от 24 января 1984 года ее родители Савченко А.М. и Кочкина Н.С. были лишены в отношении неё родительских прав, она была определена в государственное учреждение общественного воспитания. Постановлением Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района № 2 от 1 марта 2011 года она поставлена на учет как лицо, нуждающееся в жилье, так как своего жилья не имеет, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем, получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья закреплено действующим законодательством. На орган местного самоуправления возложена обязанность направлять в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявки с приложенными необходимыми документами для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору социального найма. Ей в настоящее время более 23 лет. Своевременно в орган опеки и попечительства она не обратилась и необходимый пакет документов не предоставила, так как является инвалидом 2 группы с детства, юридическими знаниями не обладает. Просит признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья; возложить обязанность на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить ее в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края и имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья; обязать Администрацию Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края принять документы на получение безвозмездной субсидии и передать анкету с копиями документов в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Истец Савченко Л.А. в судебном заседании свое исковое заявление поддержала, основываясь на изложенных в нем доводах. Кроме того, суду пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. На момент лишения её родителей родительских прав их семья также проживала в <адрес>. После того, как ее родителей лишили родительских прав, они продали дом за спиртное. За ней никакого жилья не закреплено. В настоящее время она проживает со своим сожителем Г. в доме отца С. и его сожительницы Л.
Представитель ответчика Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края Блюм М.Н. в судебном заседании исковые требования Савченко Л.А. не признала. Суду пояснила, что в декабре 2010 года в Администрацию сельсовета обратилась Савченко Л.А. по вопросу предоставления льготного жилья. После проверки документов постановлением Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района от 1 марта 2011 года № 4 Савченко Л.А. была поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении, являющаяся инвалидом 2 группы. В Администрацию сельсовета с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство жилья Савченко Л.А. не обращалась, поэтому данный вопрос Администрацией не рассматривался.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.
Из поступившего в адрес суда отзыва Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи следует, что ответчик заявленные Савченко Л.А. исковые требования не признает, поскольку реализация права на получение безвозмездной субсидии носит заявительный характер, одним из основных условий предоставления субсидии является возраст заявителя – до 23 лет. Истица с соответствующим заявлением к ответчику не обращалась, на момент обращения в суд ей исполнилось 29 лет. Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оно не уполномочено выносить заключения и принимать решения о включении в сводный список на получение безвозмездной субсидии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Комитета Администрации Ребрихинского района Алтайского края по образованию Нагорнова Ю.В. суду пояснила, что Администрация Георгиевского сельсовета в марте 2011 года поставила Савченко Л.А. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении. Документов о том, что за Савченко Л.А. было закреплено жилье, в Комитете по образованию не имеется. Истица с заявлением о выдаче субсидии в органы местного самоуправления не обращалась, заключение и анкету Савченко Л.А. в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи не направляли.
Заслушав истицу, представителей ответчика и третьего лица, ознакомившись с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд приходит к выводу, что исковое заявление Савченко Л.А. подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно п. 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8 (далее – Положение), учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующим жилищным законодательством (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ) предусмотрен заявительный характер для принятия органом местного самоуправления на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющее право на получение безвозмездной субсидии и изъявившее желание её получить, состоящее в органе местного самоуправления как нуждающееся в жилье, обязано обратиться с личным письменным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 4.3 Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в жилье, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что гражданин относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждающие отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающегося в жилье и выносит заключение о возможности или невозможности предоставления безвозмездной субсидии.
Как было установлено в судебном заседании, Савченко Л.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района как инвалид 2 группы, с заявлением о постановке на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, и необходимыми документами в Администрацию Георгиевского сельсовета не обращалась, в связи с чем, данный вопрос не рассматривался и не мог быть рассмотрен ответчиками. Изложенное свидетельствует о том, что при разрешении спора, возникшего между истицей и Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрацией Георгиевского сельсовета Ребрихинского района, не соблюден досудебный порядок его урегулирования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 222, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Исковое заявление Савченко Л.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи и Администрации Георгиевского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставить без рассмотрения.
Разъяснить Савченко Л.А., что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, она вправе вновь обратиться в суд с исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное определение составлено 18 июля 2011 года.
Председательствующий