О признании недействительным решения в назначении досрочной трудовой пенсии.



Дело № 2-170/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года                                                                               с. Ребриха

    Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Траудт Н.В.,

при секретаре Ненашевой Т.А.,

с участием истца Спиркина Е.Ф.,

представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края Ковыневой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Спиркина Е.Ф. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ-УПФР) в Ребрихинском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

    Спиркин Е.Ф. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Ребрихинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Свои требования Спиркин Е.Ф. мотивирует тем, что с 1984 года он работает учителем физвоспитания. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик в нарушение действующего законодательства не засчитал ему период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР и период обучения в педагогическом ВУЗе.

Спиркин Е.Ф. в судебном заседании свои требования поддержал, суду пояснил, что его трудовая деятельность началась 16 августа 1984 года в Молодежненской восьмилетней школе в должности учителя физвоспитания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. 28 ноября 1986 года был зачислен в число слушателей подготовительного отделения Барнаульского государственного педагогического института, где в последствии проходил обучение в период с 15 июля 1987 года по 8 августа 1991 года. После окончания института с 15 августа 1991 года он работает учителем физвоспитания в Ребрихинской неполной средней школе № 1. 18 января 2011 года он обратился в УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии, которое состоялось 29 марта 2011 года, в назначении пенсии ему было отказано. Основанием отказа явилось не включение в специальный трудовой стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР и периода его учебы в Барнаульском государственном пединституте. Просит признать недействительным принятое ответчиком решение об отказе ему в назначении пенсии, обязать включить спорные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ГУ-УПФР назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения.

    Представитель ответчика Ковынева В.В. в судебном заседании исковые требования Спиркина Е.Ф. не признала, суду пояснила, что периоды военной службы и учебы в ВУЗе не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, поскольку это не предусмотрено Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. На основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 эти периоды могут быть включены в специальный стаж при условии, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта гражданин полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. По состоянию на 1 октября 1993 года (дата, с которой не применяется вышеуказанное постановление Совета Министров СССР) специальный стаж Спиркина Е.Ф. не составлял 25 лет, поэтому правовых оснований для установления ему досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не имеется.

Представители третьих лиц Военного комиссариата Алтайского края и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ГОУ ВПО АлтГПА) в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом уведомлены. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей третьих лиц.

Из отзыва третьего лица ГОУ ВПО АлтГПА следует, что согласно сведениям архива ГОУ ВПО АлтГПА Спиркин Е.Ф. действительно обучался на подготовительном отделении факультета физической культуры и был зачислен в число студентов дневного отделения факультета физической культуры 15 июля 1987 года, где обучался до 8 июля 1991 года, после окончания обучения ему был выдан диплом и присвоена квалификация преподавателя начального военного обучения и физического воспитания средней школы по специальности «Начальное военное обучение и физическое воспитание». В удовлетворении требований Спиркина Е.Ф. не возражает.

    Заслушав стороны, ознакомившись с мнением третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

    С 16 августа 1984 года Спиркин Е.Ф. работал в должности учителя физвоспитания в Молодежненской восьмилетней школе Ребрихинского района. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. С 28 ноября 1986 года по 14 июля 1987 года обучался на подготовительном отделении Барнаульского государственного педагогического института. В период с 15 июля 1987 года по 8 августа 1991 года Спиркин Е.Ф. обучался в том же ВУЗе на дневном отделении факультета физической культуры. С 15 августа 1991 года истец работает учителем физвоспитания в Ребрихинской неполной средней школе № 1 Ребрихинского района, где продолжает работать по настоящее время. 18 января 2011 года Спиркин Е.Ф. обратился в УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 марта 2011 года № 41 Спиркину Е.Ф. в назначении трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку в стаж работы не были включены спорные периоды. По мнению членов комиссии, льготный стаж работы истца в связи с педагогической деятельностью составил 19 лет 07 месяцев 01 день.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Спиркина Е.Ф. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с последующими изменениями) (далее - Закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

    Служба в составе Вооруженных Сил СССР, которую в спорный период проходил истец, не предусмотрена вышеуказанными нормативными актами, как подлежащая включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

    Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав.

    Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. «г» п. 1 Положения), время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

При этом пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

    Согласно инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» педагогическая деятельность считается предшествовавшей учебе или следовавшей за ней и в тех случаях, когда между учебой и работой имела место служба в Советской Армии; время обучения на подготовительных курсах не включается в стаж по специальности, однако не является препятствием для зачета в стаж времени обучения в педагогическом учебном заведении (п. 3.3.).

    Как усматривается из материалов дела, спорный период Спиркина Е.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет время службы в составе Вооруженных Сил СССР, а спорный период с 15 июля 1987 года по 8 августа 1991 года – время его обучения в Барнаульском государственном педагогическом институте, в период с 28 ноября 1986 года до зачисления в число студентов Спиркин Е.Ф. обучался на подготовительном отделении факультета физической культуры того же ВУЗа.

Согласно трудовой книжке Спиркина Е.Ф. в период с 16 августа по 15 октября 1984 года он работал учителем физвоспитания в Молодежной 8-летней школе, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в Советскую Армию; 28 ноября 1986 года зачислен в число слушателей подготовительного отделения, а 15 июля 1987 года - в число студентов 1 курса факультета физвоспитания Барнаульского государственного пединститута, 8 августа 1991 года отчислен в связи с окончанием обучения; 15 августа 1991 года принят на должность учителя физвоспитания в Ребрихинскую неполную среднюю школу № 1, где работает по настоящее время, 12 мая 1995 школа переименована в Ребрихинскую муниципальную основную общеобразовательную школу № 1.

Служба в Вооруженных Силах СССР и обучение в педагогическом ВУЗе истца подтверждается другими имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Согласно справки военного комиссариата Алтайского края по Ребрихинскому району Спиркин Е.Ф. проходил действительную военную службу с 22 октября 1984 года по 13 ноября 1986 года в звании рядового по призыву.

Из диплома ТВ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Спиркин Е.Ф. с 1987 по 1991 годы проходил обучение в Барнаульском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте по специальности начальное военное обучение и физическое воспитание.

    Из архивной справки от 7 июня 2011 года , выданной Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», следует, что Спиркин Е.Ф. обучался на подготовительных курсах и на дневном отделении факультета физической культуры БГПИ.

    На дату обращения Спиркина Е.Ф. с заявлением о назначении досрочной пенсии (18 января 2011 года) стаж его работы учителем, без учета спорных периодов, составлял 19 лет 07 месяцев 01 день, что подтверждено ответчиком в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 марта 2011 года № 4 и принятым решением об отказе истцу в назначении пенсии.

    Стаж работы истца учителем в течение указанного срока составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а поэтому истец имел право на включение спорных периодов работы в специальный стаж.

    С учетом включения спорных периодов в специальный стаж у Спиркина Е.Ф. имелся необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на день его обращения с заявлением о назначении пенсии.

    То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Доводы ответчика в этой части не могут быть судом приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Таким образом, решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края от 29 марта 2011 года об отказе Спиркину Е.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следует признать недействительным, обязать ответчика включить период службы в Вооруженных Силах СССР с 22 октября 1984 года по 13 ноября 1986 года и период учебы в Барнаульском государственном педагогическом институте с 15 июля 1987 года по 8 августа 1991 года Спиркину Е.Ф. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с 18 января 2011 года.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию в пользу истца с ответчика государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Спиркина Е.Ф. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Спиркину Е.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать недействительным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края период службы в Вооруженных Силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период его учебы в Барнаульском государственном педагогическом институте с 15 июля 1987 года по 8 августа 1991 года включить Спиркину Е.Ф. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной ФИО2 пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Признать за Спиркиным Е.Ф. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края назначить Спиркину Е.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения с 18 января 2011 года.

Взыскать в пользу Спиркина Е.Ф. с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 4 июля 2011 года.

Председательствующий