Иск о взыскании социальной выплаты



Дело № 2-60/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Резолютивная часть)

с. Ребриха 29 марта 2011 года

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Аман З.В.,

при секретаре Сапелкиной Ю.М.,

с участием представителя истца Администрации Ребрихинского района Алтайского края Накорякова С.А.,

ответчика Шляйхер Н.С.,

третьего лица Шляйхер И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Ребрихинского района Алтайского края к Шляйхер Н.С. о взыскании социальной выплаты,

руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Администрации Ребрихинского района Алтайского края к Шляйхер Н.С. о взыскании социальной выплаты - удовлетворить.

Взыскать с Шляйхер Н.С. в пользу Администрации Ребрихинского района Алтайского края в возмещение полученной социальной выплаты 88200 (восемьдесят восемь тысяч двести) рублей.

Взыскать с Шляйхер Н.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2846 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение будет принято 4 апреля 2011 года.

Председательствующий

Дело № 2-60/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ребриха 29 марта 2011 года

Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Аман З.В.,

при секретаре Сапелкиной Ю.М.,

с участием представителя истца Администрации Ребрихинского района Алтайского края Накорякова С.А.,

ответчика Шляйхер Н.С.,

третьего лица Шляйхер И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Ребрихинского района Алтайского края к Шляйхер Н.С. о взыскании социальной выплаты,

у с т а н о в и л :

Администрация Ребрихинского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Шляйхер Н.С. о взыскании денежных средств в размере 88200 рублей.

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что в 2006 году ответчица стала участницей федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» как молодой специалист. Разрешением Администрации Ребрихинского района Алтайского края от 11.01.2007 ответчику была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в размере 88200 рублей. Пунктом 38 Порядка предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 № 250 органы местного самоуправления разъясняют молодым специалистам условия и порядок обеспечения их жильем в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых специалистов. Согласно заявлению о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, Шляйхер Н.С. была ознакомлена с условиями получения субсидии по целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года». Одним из основных условий получения данной субсидии согласно части 3 пункта 32 Порядка предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 № 250 являлась работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности. Согласно пункту 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 83 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года», право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Согласно приказу МОУ «Воронихинская общеобразовательная школа» от 01.12.2008г. № Шляйхер Н.С. была уволена с 01.12.2008г. по собственному желанию - пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ. 19.09.2009 года исх № 1333 в адрес ответчика было направлено уведомление с требованием о возврате денежных средств до 01.05.20101г. Ответчик на претензию не ответила.

В судебном заседании представитель истца Накоряков С.А. исковые требования поддержал, суду дал показания, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Шляйхер Н.С. в судебном заседании исковые требования Администрации Ребрихинского района не признала, суду пояснила, что в 2006 году она работала учителем в школе и стала участницей программы «Социальное развитие села до 2010 года». По данной программе она получила 88200 рублей на покупку жилья. В декабре 2008 года она уволилась из школы, так как работала не по специальности. По специальности она преподаватель химии, а ей была предоставлена работа учителя начальных классов, а затем пионервожатой. Заработная плата пионервожатой была очень низкая, поэтому она вынуждена была уволиться с работы. После увольнения она сразу же устроилась продавцом в ИП С. При предоставлении ей субсидии на покупку дома, её никто не предупредил о том, что необходимо проработать в школе в течение 5 лет. Возвращаться работать в школу она не желает, <данные изъяты>.

Третье лицо Шляйхер И.Н. в судебном заседании просил признать требования истца не обоснованными, так как об условиях получения субсидии они с женой ознакомлены не были, кроме того ответчица Шляйхер Н.С. осталась проживать с семьей в сельской местности и работает в социальной сфере села - в торговле.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Шляйхер Н.С. с 1 сентября 2005 года назначена учителем начальных классов МОУ «Воронихинская общеобразовательная школа». 26 октября 2006 года она обратилась в Администрацию Ребрихинского района с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». 25 декабря 2006 года Администрацией Ребрихинского района выдано свидетельство № 258 о предоставлении Шляйхер Н.С. и её мужу Шляйхер И.Н. субсидии в размере 88200 рублей на приобретение жилого помещения в с. Ворониха Ребрихинского района Алтайского края. 26 декабря 2006 года Шляйхер Н.С. и Шляйхер И.Н. заключили с С.В. и С.А. договор купли-продажи жилого дома с земельным участком в с. Ворониха Ребрихинского района по ул. <адрес>. Согласно данному договору деньги в сумме 88200 рублей перечисляются в течение 30 дней с момента подписания договора со счета покупателя по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» в Ребрихинском дополнительном офисе № 2307/042 Павловского ОСБ РФ № 2307. Разрешением Администрации Ребрихинского района Алтайского края от 11.01.2007 Шляйхер Н.С. была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в размере 88200 рублей. 12 января 2007 года указанная сумма перечислена С.В. Ребрихинским дополнительным офисом № 2307/042 Павловского ОСБ РФ № 2307.

Согласно трудовой книжки ТК № следует, что Шляйхер Н.С. работала учителем, старшей вожатой МОУ «Воронихинская общеобразовательная школа» с 1 сентября 2005 года по 1 декабря 2008 года.

Приказом МОУ «Воронихинская общеобразовательная школа» от 01.12.2008г. № Шляйхер Н.С. была уволена с 01.12.2008г. по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ - по собственному желанию.

С 8 декабря 2008 года по настоящее время Шляйхер Н.С. работает продавцом в ИП С.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что исковые требования Администрации Ребрихинского района Алтайского края подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству № 258 о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам в сельской местности, выданного Администрацией Ребрихинского района 25 декабря 2006 года Шляйхер Н.С. следует, что Шляйхер Н.С. является участником мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и в соответствии с условиями программы ей предоставлена субсидия в размере 88200 рублей на приобретение жилого помещения в с. Ворониха Ребрихинского района Алтайского края.

Согласно договору купли-продажи от 26 декабря 2006 года, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю за № следует, что Шляйхер Н.С. и Шляйхер И.Н. купили у С.В. и С.А. в общую совместную собственность жилой дом с земельным участком в с. Ворониха Ребрихинского района по ул. <адрес>. В соответствии с п. 2.2 данного договора деньги в сумме 88200 рублей перечисляются в течение 30 дней с момента подписания договора со счета покупателя по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» в Ребрихинском дополнительном офисе № 2307/042 Павловского ОСБ РФ № 2307.

11 января 2007 года Администрацией Ребрихинского района выдано разрешение Ребрихинскому дополнительному офису № 2307/042 Павловского ОСБ РФ № 2307 на перечисление суммы в размере 88200 рублей по оплате договора купли-продажи с лицевого счета Шляйхер Н.С. № на лицевой счет С.В. №.

Факт перечисления 12 января 2007 года С.В. денежной суммы в размере 88200 рублей подтверждается отметкой Ребрихинского дополнительного офиса № 2307/042 Павловского ОСБ РФ № 2307 на свидетельстве № 258.

Право собственности ответчицы на жилой дом в с. Ворониха Ребрихинского района по ул. <адрес>, подтверждается свидетельством о государственной регистрации № <адрес> от 28 декабря 2006 года.

Согласно ч. 3 п. 32 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 № 250, действовавших на момент выдачи Шляйхер Н.С. субсидии, право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям: нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

Пункт 33 Указанных Правил предусматривает, что под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2008 года)в ст. 1 устанавливает понятие социального обслуживания: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Поэтому работу ответчицы в качестве продавца в розничной торговле нельзя в данном случае отнести к работе по предоставлению услуг в области социального обслуживания населения.

26 октября 2006 года Шляйхер Н.С. обратилась в Администрацию Ребрихинского района с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». В данном заявлении Шляйхер Н.С. указала, что жилищные условия планирует улучшить путем приобретения жилого помещения.. В данном заявлении имеется подпись Шляйхер Н.С. о том, что она ознакомлена с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и обязуется их выполнять.

Как следует из раздела Ш указанной программы «Социальное развитие села до 2010 года», действующей на момент возникновения спорных правоотношений, участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могут быть соответственно:

- семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами РФ, работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении;

- граждане РФ, возраст которых не превышает 30 лет, которые закончили высшее (среднее, начальное) профессиональное образовательное учреждение, получили диплом государственного образца о высшем (среднем, начальном) профессиональном образовании, либо являются учащимися последнего курса образовательного учреждения и изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села в соответствии с полученной квалификацией, либо работают после окончания образовательного учреждения в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села, не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий в сельском поселении.

Как следует из материалов дела (заявления Шляйхер Н.С.), истица стала участницей данной программы по первому условию: как гражданка, проживающая в сельской местности и изъявившая желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или в организациях социальной сферы села.

Согласно пункту 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Приложения №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 83 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года», право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Предусмотренные программой «Социальное развитие села до 2010 года» условия, ответчица не исполнила, уволилась из школы по собственному желанию, не проработав там 5 лет, новое её место работы не относится к социальной сфере села. Поэтому право ответчицы как члена молодой семьи на социальную выплату не сохраняется. Средства в размере предоставленной социальной выплаты в сумме 88 200 рублей подлежат взысканию с ответчицы в пользу Администрации Ребрихинского района.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 846 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Администрации Ребрихинского района Алтайского края к Шляйхер Н.С. о взыскании социальной выплаты - удовлетворить.

Взыскать с Шляйхер Н.С. в пользу Администрации Ребрихинского района Алтайского края в возмещение полученной социальной выплаты 88200 (восемьдесят восемь тысяч двести) рублей.

Взыскать с Шляйхер Н.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2846 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 4 апреля 2011 года.

Председательствующий