Дело № 2-374/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ребриха 28 ноября 2011 года
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Юдакова А.В., при секретаре Баринове Р.В., с участием истицы Асташиной Т.Н., представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края Ковыневой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Асташиной Т.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности в назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения,
у с т а н о в и л:
Асташина Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в Ребрихинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Свои требования Асташина Т.Н. мотивирует тем, что педагогическую деятельность она осуществляет более 25 лет. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик в нарушение действующего законодательства не засчитал ей периоды работы в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ.
Асташина Т.Н. в судебном заседании свои требования поддержала, суду пояснила, что её трудовая деятельность началась ДД.ММ.ГГГГ в районной СЭС Романовской ЦРБ в должности помощника санитарного врача. ДД.ММ.ГГГГ её освободили от занимаемой должности в связи с переводом в аппарат РК ВЛКСМ. ДД.ММ.ГГГГ она была избрана на выборную должность инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ, ДД.ММ.ГГГГ она была переведена также на выборную должность заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ, где работала до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии ей было отказано. Основанием отказа явилось не включение в специальный трудовой стаж периодов работы в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ. Просит признать недействительным принятое ответчиком решение об отказе ей в назначении пенсии, обязать включить спорный период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ГУ-УПФР назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Представитель ответчика Ковынева В.В. в судебном заседании исковые требования Асташиной Т.Н. не признала, суду пояснила, что спорный период не подлежит включению в специальный трудовой. Работа инструктором отдела комсомольских организаций и заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов не подлежит зачету в специальный трудовой стаж, поскольку это не предусмотрено Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. На основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 этот период может быть включен в специальный стаж при условии, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта гражданин полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. По состоянию на 1 октября 1993 года (дата, с которой не применяется вышеуказанное постановление Совета Министров СССР) специальный стаж Асташиной Т.Н. не составлял 25 лет. На основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, стаж Асташиной Т.Н. в связи педагогической деятельностью составил № дней. Правовых оснований для установления ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не имеется.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и проанализировав их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Асташиной Т.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с последующими изменениями) (далее - Закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Указанным Списком предусматривается назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью директорам, учителям школ всех наименований.
Выборная работа в партийных органах не предусмотрена вышеуказанными нормативными актами, как подлежащая включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (п.п. «а» п. 1 Положения).
При этом пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как усматривается из материалов дела, спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет время работы Асташиной Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ.
Согласно трудовой книжке Асташина (Позднякова) Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с переводом в аппарат РК ВЛКСМ; ДД.ММ.ГГГГ утверждена инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с утверждением в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов РК ВЛКСМ; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на должность учителя Ребрихинской средней школы.
Из паспорта гражданина Российской Федерации следует, что Асташина Т.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о заключении брака А и П. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Асташина.
Из справок Комитета Администрации Ребрихинского района по образованию от 27 июня 2011 года № 335 и от 30 сентября 2011 года № 651 следует, что Асташина Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Ребрихинскую среднюю школу учителем трудового обучения; ДД.ММ.ГГГГ переведена в Ребрихинскую неполную среднюю школу учителем химии и биологии; ДД.ММ.ГГГГ переведена в Ребрихинскую районную фильмотеку; ДД.ММ.ГГГГ принята в Ребрихинскую среднюю школу учителем биологии, в данной должности работает по настоящее время. За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время образовательные учреждения, в которых работала Асташина Т.Н., в простоях не находились.
Данные факты подтверждаются лицевыми счетами за 1986-2011 годы, книгами приказов за 1986-2011 годы, и тарификационными списками учителей с 1986 -2011 годы.
Из справки Комитета Администрации Ребрихинского района по образованию от 17 июня 2011 года № 337 Асташина Т.Н. в период с 22 октября по ДД.ММ.ГГГГ и с 31 мая по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, при этом выполняла годовую норму педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы по предмету в соответствии с учебным планом.
Из архивной справки от 2 августа 2011 года № А-518, выданной КГУ «Государственный архив Алтайского края», следует, что по документам архивного фонда Ребрихинского райкома ВЛКСМ «Протоколы бюро райкома ВЛКСМ» за 1981, 1984, 1990 годы установлено, что Позднякова Т.Н. утверждена инструктором отдела комсомольских организаций с 20 января 1981 года (протокол заседания бюро Ребрихинского райкома ВЛКСМ от 16 января 1981 года № 15), утверждена заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов райкома комсомола, с какого числа не указано (протоколом 1 Пленума Ребрихинского районного комитета комсомола от 24 ноября 1984), предоставлен отпуск с 18 июля 1990 года (протокол заседания бюро Ребрихинского районного комитета ВЛКСМ от 12 июля 1990 № 10). В ведомостях начисления заработной платы работникам аппарата райкома ВЛКСМ имеются сведения о начислении заработной платы Поздняковой (Асташиной) Т.Н. инструктору, зав (так в документе) сектором учета, с февраля 1981 г. по январь 1982 г., с марта 1982 г. по июль 1985 г., с сентября 1985 г. по март 1989 г., с сентября 1989 г. по августа 1990 г.
С учетом имеющихся доказательств, подлежат зачету в специальный стаж Асташиной Т.Н. периоды работы в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ.
На дату обращения Асташиной Т.Н. с заявлением о назначении досрочной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) стаж его педагогической деятельности, без учета спорного периода, составлял ДД.ММ.ГГГГ дней, что подтверждено ответчиком в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № 10 и принятым им решением об отказе истцу в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № 12.
Стаж педагогической деятельности истца в течение указанного срока составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а поэтому истец имела право на включение спорного периода работы в специальный стаж.
С учетом включения спорного периода в специальный стаж у Асташиной Т.Н. имелся необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на день его обращения с заявлением о назначении пенсии.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы ответчика в этой части не могут быть судом приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Статьей 18 Закона предусмотрено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пунктом 2 которого предусмотрено, какие документы должны быть приложены к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости.
Таким образом, решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края от 2 августа 2011 года № 12 об отказе Асташиной Т.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следует признать недействительным, обязать ответчика включить период работы в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ Асташиной Т.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу истца с ответчика государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Асташиной Т.Н. удовлетворить.
Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края от 2 августа 2011 года № 12 об отказе Асташиной Т.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края период работы в выборной должности инструктором отдела комсомольских организаций Ребрихинского РК ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов Ребрихинского РК ВЛКСМ включить Асташиной Т.Н. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать за Асташиной Т.Н. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края назначить Асташиной Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать в пользу Асташиной Т.Н. с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края в возмещение уплаченной государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 2 декабря 2011 года.
Председательствующий
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 февраля 2012 года решение суда оставлено без изменения |