Дело № 2-87/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года с. Ребриха
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Траудт Н.В.,
при секретаре Ковылиной Т.А.,
с участием заместителя прокурора Ребрихинского района Алтайского края Криулина В.Н.,
представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ребрихинскому району Алтайского края Бенюкова Р.А.,
лица, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, Ярушина Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОМВД РФ) по Ребрихинскому району Алтайского края об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
ОМВД РФ по Ребрихинскому району Алтайского края обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ярушина Г.А. Свои требования заявитель мотивирует тем, что приговором Алтайского краевого суда от 15 февраля 2000 года Ярушин Г.А. осужден по п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы. 31 августа 2004 года Ярушин Г.А. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на 2 года 8 месяцев 1 день. В настоящее время Ярушин Г.А. постоянно проживает по месту регистрации в с. Ребриха Ребрихинского района ул. <адрес>, №, со своей сожительницей Н. На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» заявитель просит установить в отношении Ярушина Г.А. административный надзор на срок до погашения судимости и одновременно установить ему административные ограничения:
запретить пребывание в местах распития спиртных напитков;
запретить пребывание вне жилого помещения по месту жительства (месту пребывания) в ночное время зимой-весной – с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, летом-осенью – с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
запретить выезд за пределы Ребрихинского района без уведомления ОМВД России по Ребрихинскому району;
обязательную явку в ОМВД России по Ребрихинскому району (по месту жительства) 1 раз в месяц в первый понедельник.
Представитель ОМВД РФ по Ребрихинскому району Алтайского края Бенюков Р.А. в судебном заседании заявление поддержал, основываясь на изложенных в нем доводах. Дополнительно суду пояснил, что Ярушин Г.А. по месту жительства характеризуется положительно, спиртными напитками не злоупотребляет, к административной ответственности не привлекался. Установление административного надзора необходимо с целью профилактики совершения Ярушиным Г.А. преступлений и правонарушений.
Ярушин Г.А. в судебном заседании посчитал возможным рассмотреть заявление по усмотрению суда, пояснил, что после возвращения из мест лишения свободы он проживает в с. Ребриха с своей сожительницей. Постоянной работы не имеет, но трудится по найму. Какая-либо профилактическая работа с ним после освобождения из мест лишения свободы сотрудниками милиции, а затем полиции не проводилась. Каких-либо замечаний со стороны правоохранительных органов к нему не было.
Заслушав представителя ОМВД РФ по Ребрихинскому району, Ярушина Г.А., заместителя прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные доказательства и проанализировав их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона.
Как видно из представленных ОМВД РФ по Ребрихинскому району документов, Ярушин Г.А. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Согласно приговору Алтайского краевого суда от 15 февраля 2000 года Ярушин Г.А. осужден по п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы.
Согласно сведениям Информационного центра при УВД Алтайского края Ярушин Г.А. был освобожден из мест лишения свободы 31 августа 2004 года условно-досрочно на 2 года 8 месяцев 1 день.
В соответствии с частью 2 ст. 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного, предусмотрен частью 1 статьи 4 Закона. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
С учетом требований законодательства административный надзор в отношении Ярушина Г.А. может быть установлен судом до дня погашения судимости (31 августа 2012 года), то есть на срок 05 месяцев 12 дней.
В соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции Российской федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К числу задач Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» относятся:
обеспечение безопасности граждан, общества, профилактика рецидивной преступности, посредством предупреждения совершения преступлений лицами, не вставшими на путь исправления и ведущими антиобщественный образ жизни;
создание общего правового механизма административного надзора;
создание условий эффективности деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов;
сокращение преступности, снижение экономических затрат на борьбу с преступностью;
выработка новых методов борьбы с преступностью, претерпевшей за последнее время качественное изменение, в том числе появление новых видов преступлений, рост организованной преступности, профессиональной рецидивной преступности.
В силу части 2 ст. 2 Закона задачами административного надзора являются:
предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений;
предупреждение совершения поднадзорными лицами иных правонарушений;
оказание на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Таким образом, административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц, не вставших на путь исправления и ведущих антиобщественный образ жизни, путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
Основными целями установления административных ограничений являются воспрепятствование продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, обеспечение возможности органам внутренних дел осуществлять наблюдение за ходом социальной реабилитации лица, освобожденного из мест лишения свободы. При этом, каждое из предусмотренных законом административных ограничений устанавливается в отношении каждого лица индивидуально в конкретных целях.
Согласно части 3 ст. 261.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе.
Вместе с тем, доказательств того, что Ярушин Г.А. является лицом, не вставшим на путь исправления и ведущим антиобщественный образ жизни, а также того, что в отношении него имеется необходимость применения мер предотвращения совершения повторных преступлений путем систематического наблюдения и оказания профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, заявитель суду не представил. Кроме того, Отделом МВД РФ по Ребрихинскому району не представлено суду доказательств того, что Ярушин Г.А. нуждается в установлении именно тех административных ограничений, которые изложены в просительной части заявления.
Как видно из постановления Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 августа 2004 года, Ярушин Г.А. был освобожден от отбывания наказания условно-досрочно сроком на 2 года 8 месяцев 1 день. Основанием для условно-досрочного освобождения явились положительная характеристика, добросовестное отношение к исполнению обязанностей, суд сделал вывод, что для исправления Ярушин Г.А. не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
В судебном заседании установлено, что по возвращении из мест лишения свободы Ярушин Г.А. постоянно проживает в с. Ребриха по месту регистрации со своей гражданской супругой, по месту жительства характеризуется положительно. В течение длительного времени (с момента освобождения из мест лишения свободы) каких-либо замечаний на его поведение, в том числе в органы внутренних дел, не поступало. Уголовных преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, Ярушин Г.А. не совершал.
Изложенное свидетельствует о том, что Ярушин Г.А. твердо встал на путь исправления, и для его дальнейшей социальной реабилитации в пределах срока погашения судимости (до 31 августа 2012 года) установление административного надзора и административных ограничений не требуется.
Тот факт, что Ярушин Г.А. официально не трудоустроен, а работает по найму, сам по себе не может свидетельствовать о необходимости проведения в отношении него профилактической работы со стороны органов внутренних дел.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3-6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления об установлении административного надзора в отношении Ярушина Г.А. Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ребрихинскому району Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 марта 2012 года.
Председательствующий