Решение об удовлетворении иска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.



Дело № 2-59/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года с. Ребриха

    Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Траудт Н.В.,

при секретаре Ковылиной Т.А.,

с участием истца Трубниковой С.Н.,

представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края Ковыневой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Трубниковой С.Н. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ-УПФР) в Ребрихинском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

    Трубникова С.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в Ребрихинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Свои требования Трубникова С.Н. мотивирует тем, что в сентябре 2011 года она обратилась в ГУ-УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предоставив соответствующий пакет документов. Однако ответчик в нарушение действующего пенсионного законодательства не засчитал ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года в должности библиотекаря <данные изъяты> средней школы, в назначении пенсии отказал.

Трубникова С.Н. в судебном заседании свои требования поддержала, суду пояснила, что <данные изъяты>. После окончания училища её приняли библиотекарем в <данные изъяты> среднюю школу, где она работала с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года. Работая в школьной библиотеке, она комплектовала книжный фонд, осуществляла учет библиотечного фонда и библиотечную обработку книг, вела внеклассную работу с детьми, составляла планы работы. Вся работа осуществлялась ею в соответствии с Типовым положением о школьной библиотеке. С <данные изъяты>. 2 сентября 2011 года она обратилась в УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 9 декабря 2011 года в назначении пенсии ей было отказано. Основанием отказа явилось не включение в специальный трудовой стаж периода работы с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года в должности библиотекаря <данные изъяты> средней школы. Просит признать недействительным принятое ответчиком решение об отказе ей в назначении пенсии, обязать включить спорный период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ГУ-УПФР в Ребрихинском районе назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения.

Представитель ответчика Ковынева В.В. в судебном заседании исковые требования Трубниковой С.Н. не признала, суду пояснила, что основанием отказа в назначении досрочной трудовой пенсии Трубниковой С.Н. послужила невозможность включения в льготный трудовой стаж спорного периода работы в качестве библиотекаря <данные изъяты> средней школы, поскольку должность библиотекаря не предусмотрена Списками № 463, № 1067 и № 781. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не может быть применено, так как истица в спорный период работала библиотекарем в <данные изъяты> средней школе, а не в библиотеке.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

<данные изъяты> Трубникова С.Н. <данные изъяты> 15 июля 1986 года принята библиотекарем в <данные изъяты> среднюю школу на период декретного отпуска Н.. С 27 мая 1989 года по настоящее время работает в МОУ «<данные изъяты>» Ребрихинского района Алтайского края, <данные изъяты> 2 сентября 2011 года Трубникова С.Н. обратилась в УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 9 декабря 2011 года № 19 Трубниковой С.Н. в назначении трудовой пенсии по старости было отказано из-за отсутствия требуемых 25 лет педагогического стажа, поскольку в стаж работы не был включен спорный период с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года в должности библиотекаря <данные изъяты> средней школы. По мнению членов комиссии, льготный стаж работы истицы в связи с педагогической деятельностью составил 22 года 09 месяцев 01 день.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Трубниковой С.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (с последующими изменениями) (далее - Закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Должность библиотекаря школы, которую в спорный период занимала истица, не предусмотрена вышеуказанными нормативными актами, как подлежащая включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

    Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав.

В спорный период работы истицы право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Указанным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее по тексту - Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту - Положение).

Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Согласно подразделу 2 раздела I указанного Перечня период работы в должности библиотекаря в библиотеках включался в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет.

В соответствии с п. 2.7 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в срок выслуги засчитывалось время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности, в том числе и в школьных.

При этом пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как усматривается из материалов дела, спорный период Трубниковой С.Н. с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года – период её работы в должности библиотекаря <данные изъяты> средней школы.

Педагогическая деятельность Трубниковой С.Н., в том числе в спорный период, подтверждается записями, имеющимися в ее трудовой книжке.

Согласно справке Комитета администрации Ребрихинского района по образованию от 28 октября 2011 г. № 150 Трубникова С.Н. была принята библиотекарем в <данные изъяты> среднюю школу на период декретного отпуска Н. с 15 июля 1986 года (приказ ) по 26 мая 1989 года (приказ .).

Из пояснений свидетелей П., Г. и С. следует, что они длительное время работают в <данные изъяты> средней школе, в том числе работали в период работы истицы библиотекарем. В школе всегда существовала библиотека, которая располагалась в отдельном помещении. Деятельность библиотеки осуществлялась на основании Типового положения о школьной библиотеке. Руководство работой библиотеки школы осуществлял школьный библиотекарь, на должности которого в спорный период работала Трубникова С.Н. В 2005 году библиотеке был присвоен статус Библиотечно-информационного центра, и она стала структурным подразделением МОУ «<данные изъяты>». Библиотекарь всегда в школе был один.

Свидетель Л. суду пояснила, что она работает инспектором по кадрам в Комитете Администрации Ребрихинского района по образованию. Наименование должностей при приеме на работу учителей и других работников школ указывается на основании Типовых штатов общеобразовательных школ. В период работы Трубниковой С.Н. действовавшие Типовые штаты предусматривали наименование должности библиотекарь.

Пояснения свидетелей подтверждаются представленными истицей письменными доказательствами: Типовым положением о школьной библиотеке, утвержденным Министром просвещения СССР 7 мая 1975 года; Типовыми штатами административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, семилетних и средних школ Министерства просвещения РСФСР 1957 года; Типовыми штатами начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем 1987 года; Положением о Библиотечно-информационном центре, утвержденным 28 декабря 2005 года директором школы; паспортами Библиотечно-информационного центра МОУ «<данные изъяты>» на 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы.

В инвентарных книгах № № 1, 2, 3, 4 библиотеки <данные изъяты> средней школы за 1986 год имеются записи о том, что опись находящихся в библиотеке книг произведена Трубниковой С.Н., о чем свидетельствует её подпись.

Из научно-популярного сборника «Человек и стихия» за 1987 год, представленного истицей в качестве библиотечного экземпляра, видно, что на его обложке и 17 странице стоит оттиск печати «Библиотека <данные изъяты> средней школы».

На дату обращения Трубниковой С.Н. с заявлением о назначении досрочной пенсии (2 сентября 2011 года) стаж её работы учителем, без учета спорного периода, составлял 22 года 09 месяцев 01 день, что более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом включения спорного периода в специальный стаж у Трубниковой С.Н. на день её обращения с заявлением о назначении пенсии имелся необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Доводы ответчика в этой части не могут быть судом приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Таким образом, решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края от 9 декабря 2011 года № 19 об отказе Трубниковой С.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следует признать недействительным, обязать ответчика включить период работы Трубниковой С.Н. в должности библиотекаря в библиотеке <данные изъяты> средней школы с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 2 сентября 2011 года.

На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в пользу истицы с ответчика государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Трубниковой С.Н. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края от 9 декабря 2011 года № 19 об отказе Трубниковой С.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать недействительным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края период работы в должности библиотекаря в <данные изъяты> средней школе с 15 июля 1986 года по 27 мая 1989 года включить Трубниковой С.Н. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Признать за Трубниковой С.Н. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края назначить Трубниковой С.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения с 2 сентября 2011 года.

Взыскать в пользу Трубниковой С.Н. с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ребрихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5 марта 2012 года.

Председательствующий