зачет работы в специальный трудовой стаж



Дело № Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2010 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кан В.К.,

с участием истца ФИО2.,

представителя ответчика - инспектора по обеспечению группы охраны обеспечения и обслуживания ОВД по г. Радужному ФИО3., действующей на основании доверенности № 16 от 11 июня 2010 года,

при секретаре Моисеенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер обезличен по иску ФИО2 к Управлению внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра о расчете выслуги лет в льготном исчислении при увольнении и взыскании морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра о расчете выслуги лет в льготном исчислении при увольнении и взыскании морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что он проработал в органах прокуратуры ХМАО-Югры в должности и.о. следователя прокуратуры г. Нижневартовска с 11 ноября 1996 года по 29 сентября 1997 года и в должности старшего следователя прокуратуры г. Радужный с 14 апреля 1998 года по май 2004 года. 06 апреля 2010 года им был подан рапорт на увольнение, в связи с достижением выслуги лет, дающей право на получение пенсии на льготных условиях на имя начальника УВД по ХМАО-Югре. На его рапорт им был получен устный отказ, мотивированный не достижением им пенсии по выслуге лет по тем основаниям, что прокуроры и следователи органов и учреждений прокуратуры, согласно Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г., не входят в перечень лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение на льготных условиях. После чего поступил письменный ответ с исчислением его выслуги по состоянию на 01 мая 2010 года, с данными расчетами он не согласен, поскольку весь период его службы в прокуратуре ХМАО-Югры должен засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца. Просит обязать УВД по ХМАО-Югре произвести расчет выслуги лет с учетом его службы в органах прокуратуры ХМАО-Югры из расчета - один месяц службы за полтора месяца и признать за ним право с учетом учебы в Тюменском государственном университете, службы в прокуратуре ХМАО-Югры и службы в УВД по ХМАО-Югре для назначения пенсии на льготных условиях. Кроме того, считает, что неправомерными действиями ответчика были нарушены одновременно его имущественные и личные неимущественные права, его Конституционные права на свободу право выбора работы и право выхода на пенсию по выслуге лет, поскольку он был вынужден затрачивать время для защиты своих нарушенных прав, утерял право свободного выбора более высоко оплачиваемого труда, что полагает дает ему право требовать возмещение морального вреда, включающего в себя упущенную выгоду, который он оценивает в 300 000 рублей. Свои требования основывает на п. 6 ст. 29 ГПК РФ, Постановлениях Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. и № 942 от 12.08.1994 г., Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В письменных возражениях на исковые требования представитель ответчика, действующий на основании доверенности № 56 от 15.12.2009 года - ФИО4., просил в иске отказать, ссылаясь на то, что выслуга лет для назначении пенсии сотрудникам органов внутренних дел исчисляется в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941. Названное постановление не предусматривает возможности зачета сотрудникам органов внутренних дел времени их работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры РФ в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. Зачет периода службы в прокуратуре в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов, для сотрудников органов внутренних дел установлен ст. 69 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1. Названная статья не предусматривает какого-либо льготного исчисления выслуги лет. Соответственно общий срок службы истца в органах прокуратуры и в органах внутренних дел составляет в льготном исчислении 14 лет 7 месяцев 12 дней. При этом, при расчете выслуги лет засчитаны периоды обучения истца с 1993 по 1998 год (один год за шесть месяцев) что составило 2 года 03 месяца и 21 день. Кроме того, указал, что основанием для назначения пенсии является приказ об увольнении по достижению выслуги лет, истец продолжает служить в ОВД по г. Радужному ХМАО-Югры, в следственном отделе в должности следователя. Полагает, что ответ на запрос о выслуге лет истца, данный ответчиком, не является основанием для обжалования их действий и признании их незаконными, права ответчика нарушены не были, расчеты составлены законно и обоснованно. Также указал, что истцом в обосновании исковых требований о компенсации морального вреда не представлены доказательства о причинении ему ответчиком физических и нравственных страданий (л.д. 48-53).

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные описательной части решения, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - инспектор по обеспечению группы охраны обеспечения и обслуживания ОВД по г. Радужному ФИО3, действующая на основании доверенности № 16 от 11 июня 2010 года в судебном заседании возражала на удовлетворении заявленного иска по основаниям, изложенным в возражении.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В статье 39 Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение трудовых пенсий. Но при этом вопросы о праве гражданина на конкретный размер пенсии и определенный и единый для всех категорий пенсионеров способ его подсчета, а также основания приобретения права на пенсии, круг их получателей, Конституция относит к компетенции законодателя.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения прокурорских работников установлены Федеральным законом от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Пунктом 1 названного Постановления также установлено, что на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семей распространено действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Как установлено в судебном заседании и подтверждено письменными материалами дела, истец обучался в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского государственного университета с 01 сентября 1993 года по 14 ноября 1995 года (л.д. 9).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) засчитывается из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно пункта 3 подпункта «г» Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.

Из представленных в материалах дела копий трудовой книжки серии Номер обезличен на имя истца (л.д. 10-12), справки начальника отдела по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 16), следует, что истец проходил службу в органах прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа в период с 11 ноября 1996 года по 29 сентября 1997 года в должности и.о. следователя прокуратуры г. Нижневартовска ХМАО-Югры, с 14 апреля 1998 года по 26 мая 2004 года в должности следователя, впоследствии старшего следователя прокуратуры г. Радужный, и с 01 июня 2004 года по настоящее время проходит службу в отделе внутренних дел по г. Радужному в должности заместителя начальника следственного отдела (л.д. 17).

Пенсия за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы либо со службы в правоохранительных органах, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт « а » части первой статьи 13).

На основании изложенного, анализируя приведенные выше законодательные нормы, суд находит исковые требования истца в части произведения расчета выслуги лет, с учетом службы в органах прокуратуры Ханты-Мансийского автономного окру - Югры, и зачета времени учебы истца в Тюменском государственном университете подлежащими удовлетворению, а доводы представителя ответчика, изложенные в возражении, не состоятельными.

Таким образом, зачету в выслугу лет, дающую право истцу на получение пенсии за выслугу лет по состоянию на 01 мая 2010 года, подлежат:

- период обучения в филиале Тюменского государственного университета с 23 августа 1993 года по 15 ноября 1995 года (2 года 2 месяца 14 дней), что составляет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы - 1 год 1 месяц 07 дней;

- период службы в органах прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, с 11 ноября 1996 года по 29 сентября 1997 года (10 месяцев 18 дней), с 14 апреля 1998 года по 26 мая 2004 года (6 лет 1 месяц 12 дней), всего 7 лет, что в исчислении на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) составляет - 10 лет 06 месяцев;

- период службы в органах внутренних дел по г. Радужному ХМАО-Югры с 01.06.2004 года по 01.05.2010 года (5 лет 11 месяцев), что в льготном исчислении (один месяц службы за полтора) составляет 8 лет 10 месяцев 15 дней; итого выслуга лет в льготном исчислении для назначения пенсии составляет 20 лет 05 месяцев 22 дня.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В обоснование исковых требований в части компенсации морального вреда истцом указаны: нарушение как имущественных, так и неимущественных прав, а именно свобода права выбора работы и право выхода на пенсию по выслуге лет, и упущенная выгода. Данные доводы истца суд находит необоснованными, поскольку истцом не представлены доказательства причинение ему нравственных и физических страданий, в чем конкретно они выражены, их связь с действием (бездействием) ответчика, наличие наступивших последствий. Кроме того, ссылку на упущенную выгоду суд считает также несостоятельной, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел по городу Радужному, и соответственно получает за это денежное вознаграждение.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в части компенсации морального вреда судом не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО2 к Управлению внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра о расчете выслуги лет в льготном исчислении при увольнении и взыскании морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать Управление внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести расчет выслуги лет ФИО2, с учетом службы в органах прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в должности и.о. следователя прокуратуры г. Нижневартовска в период с 11 ноября 1996 года по 29 сентября 1997 года, в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Радужный в период с 14 апреля 1998 года по 26 мая 2004 года, из расчета один месяц службы за полтора месяца, и период обучения в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского государственного университета в период с 23 августа 1993 года по 15 ноября 1995 года, из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения, путём подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.

Судья В.К. Кан

Копия верна

Судья В.К. Кан