прочие исковые дела



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Фазуллина В.Г., представителя ответчика Романова В.А., при секретаре Кондратьевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-886/2010 по исковому заявлению Фазуллина Венера Галиаскаровича к Открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании права на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Фазуллин В.Г. обратился в суд с иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы».

В обоснование исковых требований указал, что 05 августа 2010 года он и его супруга Фазуллина А.А. обратились в представительство ОАО «Ипотечное агентство Югры» в г. Радужный с заявлением о включении его семьи в число участников указанной подпрограммы и компенсации части процентной ставки по кредиту, полученному для приобретения жилого помещения. Уведомлением от 11 августа 2010 года ответчиком отказано в постановке на учет для предоставления мер государственной поддержки, основанием для отказа послужило отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий, а также то обстоятельство, что государственная поддержка не предоставляется по кредитам (займам) на приобретение жилых помещений, в том случае, если соответствующие кредитные договоры были заключены до даты постановки на учет в рамках данной подпрограммы. С данным отказом он не согласен, поскольку его семья состоит на учете в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» с октября 2008 года и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 05 апреля 2010 года ими был заключен кредитный договор с ОАО Сберегательный банк РФ, и после предоставления кредитных средств приобретена в общую долевую собственность квартира по адресу .... Считает, что нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий необходимо проверять до приобретения жилья по ипотечному кредиту. Оснований, предусмотренных п.п. 2.10.1 - 2.10.4 Порядка реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п, у ответчика не имелось. Просит признать за его семьей право на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», обязать ответчика предоставить государственную поддержку его семье в соответствии с указанной подпрограммой в установленных законом формах.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить государственную поддержку его семье в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» в установленных законом формах по кредитному договору № 65696 от 05 апреля 2010 года (л.д.24).

В представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» указал, что 05 августа 2010 года истец обратился с заявлением о постановке на учет для предоставления мер государственной поддержки в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». Согласно представленным истцом документам, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу ..., общей площадью 68,9 кв.м., приобретенного им на основании договора купли-продажи от 05 апреля 2010 года, с использованием кредитных средств, предоставленных Сберегательным банком РФ по кредитному договору от 05 апреля 2010 года. Таким образом, на момент обращения с заявлением о постановке на учет истец и члены его семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, тогда как обязательным условием предоставления мер государственной поддержки в рамках указанной подпрограммы является наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Несмотря на предоставление законом молодым семьям права одновременного участия в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», участие в данной подпрограмме носит заявительный характер, и для реализации права одновременного участия в подпрограмме необходимо встать на соответствующий учет, при этом постановка на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым» не означает автоматическую постановку на учет в рамках другой подпрограммы. Кроме этого, с заявлением о постановке на учет истец обратился после заключения кредитного договора, а в соответствии с п. 8 ст. 17.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, государственная поддержка участникам подпрограммы 4 не предоставляется в случае, если соответствующие кредитные договоры были заключены до даты постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках данной подпрограммы (л.д. 27-29).

В судебном заседании истец Фазуллин В.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дал пояснения, аналогичные описательной части решения. Полагает, что отказ ответчика в постановке на учет для предоставления мер государственной поддержки является незаконным и ставит его семью в неравное положение с теми гражданами, которые также имеют право на получение государственной поддержки, но не приобрели жилые помещения в собственность по указанной подпрограмме. Поскольку его семья состоит на учете в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым», они имеют право одновременно являться участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», и на момент подачи им заявления о постановке на учет в октябре 2008 года его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме этого считает необоснованной ссылку ответчика на п. 8 ст. 17.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, поскольку указанный пункт введен в действие Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 12 октября 2009 года № 150-оз, в связи с чем считает, что данная норма закона не подлежит применению. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Романов В.А., действующий на основании доверенности № 25 от 21 декабря 2009 года (л.д. 30), в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, 05 апреля 2010 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ и Фазуллиным В.Г., Фазуллиной А.А. заключен кредитный договор № 65696, в соответствии с которым созаемщикам предоставлен кредит в сумме 700 000 рублей, на приобретение объекта недвижимости - квартиры по адресу ... (л.д. 13-14).

По договору купли-продажи квартиры от 05 апреля 2010 года Фазуллин В.Г. и Фазуллина А.А., действующая также как законный представитель несовершеннолетней Фазуллиной А.В., 2008 года рождения, приобрели в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу ..., общей площадью 68,9 кв.м., с использованием кредитных средств Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в сумме 700 000 рублей, предоставленных по кредитному договору № 65696 от 05 апреля 2010 года (л.д. 11-12).

Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 15-17).

Судом также установлено, что семья истца Фазуллина В.Г. включена в списки участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», что подтверждается уведомлением от 30 октября 2008 года, направленным в адрес истца Управлением по реализации жилищных программ администрации г. Радужный (л.д. 10).

Согласно ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», государственная поддержка молодых семей осуществляется путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование».

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, участниками подпрограммы 4 являются категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, в том числе участники подпрограмм 1-3.

Согласно Порядку реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п (далее по тексту - Порядок), для регистрации и постановки на учет на предоставление компенсации гражданин подает заявление о постановке его на учет с приложением соответствующих документов (п. 2.1 Порядка).

Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон, 05 августа 2010 года истец обратился в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».

Уведомлением от 11 августа 2010 года в постановке на учет для предоставления государственной поддержки семье истца ответчиком отказано (л.д. 9), по основанию, предусмотренному п. 2.10.3 Порядка, согласно которому отказ в принятии гражданина на учет допускается в случае предоставления документов, которые не подтверждают постоянное проживание на территории автономного округа и (или) нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий в целях предоставления компенсации.

Как следует из ст. 17.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, одним из условий предоставления финансовой поддержки в целях реализации подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» является наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий, и, согласно п. 2 указанной статьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в настоящей подпрограмме признаются граждане, в том числе не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

Из материалов гражданского дела следует, что истец Фазуллин В.Г. и члены его семьи на момент обращения с заявлением о постановке на учет в целях предоставления мер государственной поддержки в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как размер обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составлял более 12 кв.м. (л.д. 18).

Судом не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий при принятии решения о постановке на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым», поскольку постановка на учет в рамках одной подпрограммы не является основанием для постановки на учет по другой подпрограмме, и для реализации своего права для предоставления мер государственной поддержки гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о постановке его на учет, что предусмотрено Порядком, утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п.

Кроме этого, согласно п. 8 ст. 17.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, государственная поддержка участникам подпрограммы 4 не предоставляется по кредитам (займам), выданным на приобретение жилых помещений, в том случае, если соответствующие кредитные договоры (договоры займа) были заключены до даты постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках подпрограммы 4.

Указанные изменения в ст. 17.1 Закона от 11 ноября 2005 года № 103-оз внесены Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 12 октября 2009 года № 150-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».

В соответствии со ст. 2 Закон от 12 октября 2009 года № 150-оз вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Текст Закона был опубликован в сборнике «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 12 октября 2009 года № 10 (спецвыпуск), газете «Новости Югры» от 12 января 2010 года № 2.

Принимая во внимание, что истец обратился с заявлением о постановке на учет в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» 05 августа 2010 года, то есть после вступления в силу указанного Закона, суд считает, что данное ограничение также распространяется на семью истца.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что отказ ответчика в постановке семьи истца на учет является законным и обоснованным, так как на момент обращения истца 05 августа 2010 года с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки законных оснований для включения его семьи в число участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» у ответчика не имелось, поскольку истец и члены его семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Фазуллина В.Г. у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Фазуллина Венера Галиаскаровича к Открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании права на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 04 октября 2010 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.

Судья /подпись/ А.В. Суслова

Копия верна

Судья А.В. Суслова