РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2010 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Бариновой О.В., представителя ответчика Малининой А.А., при секретаре Кондратьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-851/2010 по исковому заявлению Бариновой Ольги Владимировны к Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Радужному о признании права на повышенный коэффициент оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Баринова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Радужному (далее по тексту - МОВО при ОВД по г. Радужному) о признании права на повышенный коэффициент оплаты труда.
В обоснование исковых требований указала, что с 01 июля 2010 года по месту ее работы в МОВО при ОВД по г. Радужному при начислении заработной платы отменена доплата в размере 20 % к районному коэффициенту. Поскольку в настоящее время размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и финансируемых из федерального бюджета, Правительством РФ не установлен, для указанных работников применяется Постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 08 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области», согласно которому на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен районный коэффициент в размере 1,50. Для работников, финансируемых из окружного бюджета и муниципальных бюджетов, районный коэффициент установлен решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 1991 года № 33 и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», в размере 1,70. Для сотрудников и работников органов внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу также установлен районный коэффициент 1,70 в связи с тем, что в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств. Во избежание социальной несправедливости между сотрудниками (работниками) органов внутренних дел и сотрудниками (работниками) подразделений вневедомственной охраны, в подразделениях вневедомственной охраны производилась доплата в размере 20 %, на основании приказа МВД России от 01 марта 2004 года № 129 «О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников милиции», которым разрешалось производить доплаты при наличии и в пределах средств, выделенных соответствующим подразделениям на выплату денежного довольствия. В связи с отменой указанного приказа с 01 июля 2010 года в МОВО при ОВД по г. Радужному при начислении заработной платы применяется районный коэффициент в размере 1,5. Полагает, что постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 08 апреля 1967 года № 174/10 не подлежит применению, так как оно не было опубликовано, как это предусмотрено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Считает, что начисление районного коэффициента в установленном данным постановлением размере нарушает ее права, поскольку ей выплачивается заработная плата в меньшем размере, чем установлено законодательством Ханты-Мансийского автономного округа. Просит признать начисление заработной платы из расчета районного коэффициента в размере 1,50 незаконным, обязать ответчика производить начисление заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,70, начиная с 01 июля 2010 года, вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (л.д. 57-58).
В представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МОВО при ОВД по г. Радужному указал, что с 2004 года Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» подразделения вневедомственной охраны переведены на финансирование из федерального бюджета. В соответствии с приказом МВД России от 01 марта 2004 года № 129 в МОВО при ОВД по г. Радужному производилась дополнительная выплата к заработной плате в размере 20 %, как компенсация разницы между районным коэффициентом, установленным для организаций, финансируемых из федерального бюджета, и организаций, финансируемых из окружного бюджета. Данную выплату разрешалось производить в пределах аналогичных выплат органами местного самоуправления сотрудникам ОВД при наличии и в пределах средств, выделенных соответствующим подразделениям на выплату денежного довольствия. Приказом МВД России № 124 от 27 февраля 2010 года приказ МВД России № 129 от 01 марта 2004 года был отменен. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета применяется Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области», устанавливающее районный коэффициент 1,50. Считает необоснованной ссылку истца на окружные законодательные акты, устанавливающие районный коэффициент в размере 1,7, поскольку МОВО при ОВД по г. Радужному является бюджетной некоммерческой организацией, финансируемой из федерального бюджета (л.д. 36-37, 46-47).
В судебном заседании истец Баринова О.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МОВО при ОВД по г. Радужному Малинина А.А., действующая на основании доверенности (л.д. 56), не согласилась с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица УВО при УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 60), представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 62), а также отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении иска (л.д. 63-64).
С учетом требований ч. 5 ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Приказом по личному составу МОВО при ГОВД г. Радужного № 352 л/с от 21 декабря 1999 года истец Баринова О.В. назначена стрелком ВОХР с 21 декабря 1999 года (л.д. 11), в настоящее время истец работает в МОВО при ОВД по г. Радужному в должности делопроизводителя, аттестацию в соответствии с Законом РФ «О милиции» не проходила (л.д. 48).
Как следует из расчетных листов о начислении заработной платы, ответчиком до 01 июля 2010 года при начислении заработной платы истцу производилась доплата в размере 20 % и начисление районного коэффициента в размере 50 % (л.д. 12, 13).
Федеральным законом РФ от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» подразделения вневедомственной охраны с 2004 года переведены на финансирование за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Согласно Положению о Межрайонном отделе вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Радужному, Отдел является бюджетной некоммерческой организацией и входит в структуру органов внутренних дел Российской Федерации (л.д. 69-74).
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Исходя из анализа действующего законодательства, с учетом положений ст. 423 Трудового кодекса РФ, суд считает, что для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, применяется Постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 08 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области», согласно которому на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен районный коэффициент в размере 1,5.
Районный коэффициент в размере 1,7 установлен Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета автономного округа.
С учетом изложенного, суд находит необоснованными доводы искового заявления о необходимости применения в отношении работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, законодательных актов субъектов Российской Федерации, и в данном случае, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Как установлено судом, с 2004 года в УВО при УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу и подразделениях вневедомственной охраны по округу производилась дополнительная выплата к заработной плате в размере 20 %, как компенсация разницы между районным коэффициентом, установленным для организаций, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,5, и организаций, финансируемых из окружного бюджета, в размере 1,7 (л.д. 51-54).
Указанная дополнительная выплата производилась на основании приказа МВД РФ от 01 марта 2004 года № 129 «О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников милиции», в целях сохранения уровня денежного довольствия сотрудников милиции в связи с переходом на финансирование за счет средств федерального бюджета подразделений органов внутренних дел, осуществляющих охрану имущества юридических и физических лиц, и данную выплату разрешалось производить в пределах аналогичных выплат органами местного самоуправления сотрудникам ОВД, при наличии и в пределах средств, выделенных соответствующим подразделениям на выплату денежного довольствия.
Приказом МВД РФ от 27 августа 2008 года № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583» также было установлено, что к заработной плате гражданского персонала могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.Приказ МВД РФ от 01 марта 2004 года № 129 признан утратившим силу приказом МВД РФ № 124 от 27 февраля 2010 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России», в связи с чем с 01 июля 2010 года сотрудникам и работникам МОВО при ОВД по г. Радужному, в том числе истцу, прекращены выплаты в размере 20 % к денежному довольствию сотрудников и к заработной плате гражданского персонала.В судебном заседании из пояснений представителя ответчика установлено, что в связи с сокращением лимитов, выделяемых на заработную плату и отсутствием денежных средств на финансирование подразделений вневедомственной охраны руководством УВО при УВД по ХМАО - Югре принято решение об отмене с 01 июля 2010 года дополнительной выплаты к заработной плате в размере 20%, о чем сотрудники и работники подразделений вневедомственной охраны по округу были предупреждены за два месяца, и данное обстоятельство подтверждается материалами гражданского дела (л.д. 51, 53).
При установленных обстоятельствах, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, а также трудовых прав истца, и считает, что исковые требования Бариновой О.В. о признании права на повышенный коэффициент оплаты труда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Бариновой Ольги Владимировны к Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по городу Радужному о признании права на повышенный коэффициент оплаты труда - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 08 октября 2010 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова
Копия верна
Судья А.В. Суслова