признание права на субсидию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2010 года г. Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре судебного заседания Колисниченко И.Н., с участием истца Новикова Е.В., представителя ответчика Романова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-862/10 по исковому заявлению Новикова Егора Владимировича к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на субсидию,

УСТАНОВИЛ:

Новиков Е.В. обратился в суд с иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на субсидию по подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы». В обоснование иска указал, что 01 февраля 2010 года уведомлением № 51 ответчик отказал в постановке его семьи на учет для получения субсидии по указанной подпрограмме в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий. С отказом не согласен по следующим основаниям. В марте 2009 года он подал документы для постановки на учет для получения льготного жилищного займа по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование». Его семья была постановлена на учет, однако уведомлением от 06 февраля 2009 года в предоставлении займа отказано в связи с отсутствием средств. Впоследствии 17 декабря 2009 года за счет кредитных средств Сбербанка России он и его семья приобрели квартиру по адресу: ... До приобретения указанной квартиры семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. иное жилье в собственности отсутствовало. До приобретения квартиры он был зарегистрирован со своими родителями по адресу: ..., на основании ордера на жилую площадь в общежитии. Фактически он проживал с женой и ее родителями по адресу: г. Радужный, микрорайон 3, дом 7, квартира 13, данная квартира принадлежит родителям жены на основании договора. Учитывая площадь квартиры, он и его семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на ст.ст. 9 и 10 Закона ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, просил признать за его семьей право на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым», обязать ответчика включить его семью в список молодых семей - участников указанной подпрограммы по дате подачи заявления от 21 января 2010 года.

В письменных отзывах (л.д. 31-33, 122-123) ответчик указал, что с заявлением о постановке на учет для получения субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» истец обратился 21 января 2010 года. Согласно представленным документам семья истца имеет в собственности квартиру по адресу: ..., общей площадью 61 м.кв. Кроме того, семья истца является членами семьи собственника жилья по адресу: ..., общей площадью 49,1 м.кв. Таким образом, на одного члена семьи приходится более 12 м.кв., и семья истца не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ссылка истца на федеральную программу «Жилище» необоснованна, поскольку указанная программа к существу рассматриваемого дела отношения не имеет. В марте 2009 года истец к ответчику не обращался и какие-либо документы не представлял. 19 ноября 2008 года истец обратился с заявлением о постановке на учет в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», о постановке на учет 25 ноября 2008 года выдано соответствующее уведомление сроком действия по 16 февраля 2009 года. На основании отрицательного отчета банка о платежеспособности заемщика, поступившего 16 декабря 2008 года, истцу отказано в предоставлении льготного жилищного займа. Повторный отчет банка с положительным заключением поступил 10 февраля 2009 года, однако уведомлением от 06 марта 2009 года в предоставлении займа отказано в связи с отсутствием средств. До 21 января 2010 года истец с заявлениями о постановке на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» не обращался, какие-либо документы не представлял. Ссылаясь на ч. 4 ст. 9, абзацы 1 и 2 п. 17 ст. 10, п. 7 ст. 10 Закона ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», п. 2.9.4 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», просил в иске отказать.

В судебном заседании истец Новиков Е.В. исковые требования поддержал и пояснил, что 19 ноября 2008 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в рамках подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» с целью получения льготного жилищного займа и поставлен на учет согласно уведомлению от 25 ноября 2008 года. В связи с отсутствием средств уведомлением от 06 марта 2009 года в предоставлении льготного жилищного займа отказано. На устные обращения получал ответы специалистов о необходимости ожидания до поступления средств. Не дождавшись выделения денежных средств, он с семьей получил в Сбербанке России ипотечный кредит, за счет которого приобретена квартира по адресу: .... Перерегистрацию в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» он не проходил и не обращался с заявлением о замене способа государственной поддержки в рамках данной подпрограммы - льготного жилищного займа на компенсацию части процентной ставки. Впоследствии 21 января 2010 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», уведомлением от 01 февраля 2010 года получил отказ в связи с отсутствием нуждаемости. В остальной части поддержал доводы искового заявления. Полагал, что имеет право на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым», поскольку до приобретения квартиры по адресу: ..., его семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а средства на предоставление льготного жилищного займа в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчику не выделялись. Просил иск удовлетворить в полном объеме, признать за его семьей право на постановку на учет для получения субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».

Представитель ответчика Романов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 34), в судебном заседании иск не признал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные доводам письменных отзывов. Просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Уведомлением от 01 февраля 2010 года № 51 ответчик отказал истцу в постановке на учет для получения субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д. 12).

Предоставление субсидий молодым семьям регулируется Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (далее по тексту - Закон).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период действия долговых обязательств. Предоставление субсидий осуществляется на основании договоров строительства или приобретения жилых помещений, договоров ипотечного кредита (займа) (п. 4 ст. 10 Закона).

Пунктом 3 ст. 9 Закона установлено, что участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» являются молодые семьи, в которых возраст обоих супругов, граждан Российской Федерации, не превышает 35 лет, имеющие детей и регистрацию по месту жительства на территории округа.

Истец и его жена Новикова Т.В. являются гражданами Российской Федерации, возраст обоих супругов не превышает 35 лет, от брака имеют дочь Еву, 31 января 2009 года рождения (л.д. 38-43, 44-48, 49, 58).

Намерение воспользоваться субсидией после получения в банке ипотечного кредита и приобретения жилья не может ставиться в зависимость от подачи заявления на участие в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование», т.к. Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 апреля 2006 года № 67-п (далее по тексту - Порядок), установлен заявительный порядок участия в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым». В частности, согласно п.п. 1.2, 1.3 и 2.1 Порядка заявления подаются в организацию, привлеченную для реализации подпрограммы, каковой является ОАО «Ипотечное агентство Югры».

Согласно п. 2 ст. 3 Закона в рамках настоящей Программы граждане не могут улучшать свои жилищные условия одновременно в рамках нескольких подпрограмм, входящих в ее состав, за исключением случаев, установленных законом. По мнению суда, подача заявления и документов и постановка на учет для получения государственной поддержки по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» не порождает у истца и его семьи безусловного и автоматического права на участие в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», тогда как в силу пп.2 п. 1 ст. 10 Закона участие в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» порождает право на участие и в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование». В связи с этим взаимоотношения сторон и соответствующие документы (л.д. 11, 131-133) в рамках подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» не имеют существенного для разрешения настоящего спора значения.

Таким образом, для получения субсидии по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» истец обязан был обратиться с соответствующим заявлением, и такое заявление подано им ответчику 21 января 2010 года (л.д. 35-36).

Соответственно, вопрос о нуждаемости в улучшении жилищных условий подлежал проверке именно после подачи заявления.

Согласно п. 4. ст. 9 Закона в целях подпрограммы 2 нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

2) не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

3) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров;

4) являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

Из представленных суду документов следует, что истцу, его жене, дочери, родителям жены на праве собственности принадлежит квартира по адресу: ..., общей площадью 61,0 м. кв., приобретенная за счет кредитных средств банка, то есть каждый собственник обеспечен общей жилой площадью жилого помещения по 12,2 м. кв. (л.д. 13-16, 17-19, 59-60, 62, 72-76)

Кроме того, истец и его семья фактически проживают по адресу: .... Указанная квартира принадлежит родителям жены истца, истец и его семья вселены в указанную квартиру в качестве членов семьи собственника жилья, постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу. Площадь квартиры составляет 48,2 м.кв., и на каждого члена семьи приходится по 9,64 м.кв. общей площади жилья (л.д. 21, 24-25, 37, 38-43, 44-48, 63-64, 67, 6-70).

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» семья истца не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а отказ ответчика в постановке семьи истца на соответствующий учет является законным и обоснованным, и основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Включение истца в состав семьи Новикова В.И. согласно ордеру на жилую площадь в общежитии по адресу: ..., значения для дела не имеет, поскольку истец, будучи зарегистрированным по месту жительства по указанному адресу, фактически в данной квартире не проживал, в настоящее время не зарегистрирован и не проживает (л.д. 20, 23, 24, 25).

Доводы истца о нахождении его жены Новиковой Т.В. в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд не принимает во внимание, поскольку Новикова Т.В. включена в указанный список в качестве члена семьи заявителя Бельман Т.А. (л.д. 22). Кроме того, вопрос о наличии либо отсутствии у Бельман Т.А. и членов ее семьи права на получение жилья по договору социального найма к существу рассматриваемого спора не относится, поскольку вытекает из взаимоотношений указанного лица и администрации г. Радужный и регулируется положениями раздела III ЖК РФ, а не Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».

Ссылка истца на федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, является необоснованной, поскольку указанная программа регулирует иные взаимоотношения, в которых ответчик не участвует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Новикова Егора Владимировича к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на субсидию - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 08 октября 2010 года.

Решение в окончательной форме принято 12 октября 2010 года.

Судья подпись Г.К.Гаитова

КОПИЯ ВЕРНА

Решение в законную силу не вступило. 12.10.2010.

Судья Г.К.Гаитова

Секретарь с/з И.Н.Колисниченко