о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Кривоспицкой Г.Ф., представителя ответчика Раджабова Р.Р., представителя третьего лица Буряк Т.Г., при секретаре Бойко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-943/2010 по исковому заявлению Кривоспицкой Галины Федоровны к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> - Югры городской округ <адрес> о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является работником МУЗ «Центральная городская больница», по месту работы ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу <адрес>, 5 микрорайон, <адрес>, где она проживает по настоящее время. В 1997 году общежитие получило статус жилого дома, и она выкупила по коммерческому найму комнату общей площадью 29,2 кв.м., жилой - 16,7 кв.м. Она является одинокой матерью, воспитывает сына 1993 года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением по месту работы о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ежегодно списки очередности передавались в администрацию <адрес>, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она стояла в очереди под номером 7. С введением в действие ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ жилье по месту работы предоставляться не стало. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в единую книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени принятия ее на учет как работника МУЗ «Центральная городская больница» - ДД.ММ.ГГГГ, на что ответчиком было отказано, со ссылкой на ст. 30 ЖК РСФСР. Считает, что ответчик неправомерно ссылается на указанную статью, поскольку МУЗ «ЦГБ» не имело жилищного фонда и не принимало участия в долевом строительстве, и по месту ее работы предоставлялось жилье, которое выделялось администрацией <адрес>. О том, что она имеет право стоять в двух очередях одновременно, ее никто не информировал, более того, при подаче заявления было поставлено условие - состоять в очереди либо в администрации города, либо по месту работы. Считает, что действия ответчика являются незаконными, поскольку лишают ее возможности получить жилье по той очереди, в которой она стояла ранее, и ставят в неравное положение с теми гражданами, которые наравне с ней состояли в очереди и получили свое жилье. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не включении в единую книгу учета граждан на улучшение жилищных условий, согласно ежегодно передаваемым спискам из МУЗ «ЦГБ»; обязать ответчика включить ее в единую книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия ее на учет ДД.ММ.ГГГГ как работника здравоохранения, состоявшего ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МУЗ «Центральная городская больница».

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации <адрес> указал, что истец не значится в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не обращалась с соответствующим заявлением о принятии на учет по месту жительства в исполнительный комитет Радужнинского городского совета народных депутатов. Согласно информации, представленной МУЗ «Центральная городская больница» ДД.ММ.ГГГГ, истец по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ состоит в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы, что было предусмотрено ст. 30 ЖК РСФСР. Указанные списки направлялись в администрацию <адрес> для сведения, и обязанность предоставить жилое помещение возлагалась на учреждение, в соответствии с утвержденным планом распределения жилой площади, исходя из очередности предоставления жилых помещений. С введением Жилищного кодекса РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных в органы местного самоуправления по месту жительства. Просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 53-55).

В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица МУЗ «Центральная городская больница» <адрес> указал, что истец является сотрудником МУЗ «ЦГБ» с ДД.ММ.ГГГГ, была поставлена на учет по месту работу в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ. С 2000 года по 2005 год в учреждении существовала комиссия по распределению жилищного фонда, постановка на учет сотрудников, нуждающихся в жилье или в улучшении жилищных условий, осуществлялась на основании заявлений. При распределении жилищного фонда списки предоставлялись в администрацию города. В 2005 году списки работников были переданы в администрацию <адрес>, истец значилась в очереди под номером 7, дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи, включая сына, 1993 года рождения (л.д. 58).

В судебном заседании истец Кривоспицкая Г.Ф. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дала пояснения, аналогичные описательной части решения. Просила признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не включении ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязать ответчика включить ее в указанный список, по дате подачи ею заявления по месту работы в МУЗ «Центральная городская больница» - ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица МУЗ «Центральная городская больница» <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), пояснила, что основанием для постановки истца на учет по месту работу являлась ее нуждаемость в жилом помещении, так как она с ребенком проживала в общежитии. Списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ежегодно направлялись в администрацию <адрес>, и в 2005 году указанные списки были переданы ответчику, учетные дела граждан, состоявших на учете, хранятся в архиве учреждения.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Кривоспицкая Г.Ф. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в МУЗ «Центральная городская больница» <адрес>, с составом семьи два человека, включая сына, 1993 года рождения (л.д. 8), и факт постановки истца на учет по месту работы не оспаривался сторонами в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ истец Кривоспицкая Г.Ф. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в единую книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, исходя из времени принятия ее на учет как работника МУЗ «ЦГБ» - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

Администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ею не предоставлялось в администрацию города заявление и соответствующие документы для постановки на учет (л.д. 36).

Статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет по месту работы, предусматривалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и ФИО3, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ст. 31 ЖК РСФСР).

Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 11 указанных Правил, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом, при этом, пунктом 12 Правил установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление.

В судебном заседании установлено, что при постановке на учет по месту работы ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства истец ФИО5 в администрацию <адрес> не обращалась (л.д. 57), тогда как постановка на учет по месту работы не является основанием для постановки на учет по месту жительства, и подача соответствующего заявления и необходимых для этого документов является обязательным условием для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы истца и представителя третьего лица о ежегодном направлении списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию <адрес>, поскольку направление данных списков, было предусмотрено п.п. 15, 19 Правил, и, в силу ст. 35 Жилищного кодекса РФ, производилось для осуществления контроля за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно отказано во включении истца в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на указанную дату с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления истец не обращалась.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по включению истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи ею заявления в администрацию <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) у суда также не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров (л.д. 68-69).

Из материалов гражданского дела следует, что истец Кривоспицкая Г.Ф. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>, 5 микрорайон, <адрес>, общей площадью 29,2 кв.м., в том числе жилой 16,7 кв.м., на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что размер обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более 12 кв.м., суд считает, что семья истца, состоящая из двух человек, то есть Кривоспицкой Г.Ф. и ее несовершеннолетнего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7), на момент обращения истца с заявлением в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При установленных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Кривоспицкой Галины Федоровны к администрации муниципального образования <адрес> - Югры городской округ <адрес> о включении в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 18 октября 2010 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.

Судья /подпись/ А.В. Суслова

<данные изъяты>

<данные изъяты>