РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Федоровой Т.К., представителя ответчика Бабкиной С.Н., при секретаре Бойко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2011 по исковому заявлению Федоровой Татьяны Константиновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Т.К. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с иском о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указывая в обоснование исковых требований, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности продавца в магазине «Кедр» у индивидуального предпринимателя ФИО1, и данный период трудового стажа подтверждается копией трудовой книжки. При оформлении пенсии по достижении пенсионного возраста ответчик затребовал у нее договор и акт о проделанной работе, которые у нее не сохранились. Просит включить период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в магазине «Кедр» индивидуального предпринимателя ФИО1 в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в местности, приравненной у районам Крайнего Севера.
В представленном возражении на исковое заявление представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что Кодексом законов о труде Российской Федерации не предусматривалась возможность внесения индивидуальным предпринимателем сведений о работе в трудовые книжки работников, и для подтверждения записи о работе у индивидуального предпринимателя истец должна представить иные подтверждающие документы. Согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. Также указал, что на основании п. 3 ст. 13 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (л.д. 24-25).
В судебном заседании истец Федорова Т.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что у нее наступило право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем она обратилась в орган Пенсионного фонда в <адрес> с заявлением, предъявила трудовую книжку, однако ответчик отказывает ей в зачете периода работы у индивидуального предпринимателя ФИО1 в стаж, и требует представления трудового договора, а также акта выполненных работ, однако она не может предъявить эти документы, так как они не сохранились. Считает, что спорный период работы в магазине «Кедр» подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение ей трудовой пенсии по достижении пятидесятилетнего возраста, в связи с чем просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Бабкина С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 30), в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как следует из трудовой книжки серии АТ-1 №, истец Федорова Т.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности продавца в ЧП магазин «Кедр», записи в трудовой книжке произведены на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ частным предпринимателем ФИО1 и заверены печатями предпринимателя (л.д. 13-21).
По сведениям юридического управления администрации <адрес>, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и осуществляла предпринимательскую деятельность на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сведения о работниках и местонахождении документов по личному составу отсутствуют (л.д. 11).
Согласно сообщению архивного отдела администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, документы по личному составу индивидуального частного предприятия «Кедр» на хранение не поступали (л.д. 12).
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Аналогичное положение содержится и в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила).
Этим же пунктом предусмотрено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Сведения о трудовой деятельности истца Федоровой Т.К. в магазине «Кедр» в спорный период времени внесены в трудовую книжку, выданную на ее имя, и у суда отсутствуют основания для сомнений в том, что истец действительно осуществляла свою трудовую деятельность в указанный период времени, поскольку записи о ее работе и увольнении произведены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162, действовавшей в период трудовых отношений истца (л.д. 13-21).
При этом показания свидетеля ФИО5, допрошенной в судебном заседании по ходатайству истца, из которых следует, что истец в спорный период являлась работником магазина «Кедр», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как установлено, свидетель в указанный истцом период являлась работником другой организации, тогда как согласно п. 29 Правил, периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Суд не может согласиться с позицией представителя ответчика в той части, что истец работала по гражданско-правовому договору и должна представить договор и акт выполненных работ, поскольку ответчиком, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено каких-либо доказательств в обоснование своих возражений, тогда как запись в трудовой книжке истца подтверждает, что истец Федорова Т.К. работала у индивидуального предпринимателя по трудовому договору.
Кроме этого, представитель ответчика сам факт работы истца у индивидуального предпринимателя ФИО1 не оспаривает.
Суд также не может согласиться с позицией представителя ответчика и в той части, что Кодекс законов о труде Российской Федерации не предусматривал внесение индивидуальным предпринимателем сведений о работе в трудовую книжку, как основание для отказа в иске.
Действительно, Кодексом законов о труде Российской Федерации, действовавшим в период правоотношений истца с индивидуальным предпринимателем, не предусматривалось внесение сведений о работе в трудовую книжку работника индивидуальным предпринимателем, однако нормы названного закона и не запрещали вносить такие сведения, и как следует из ст. 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации, сторонами трудового договора могли быть работник и физическое либо юридическое лицо.
Более того, в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведут трудовые книжки на каждого работника.
Согласно ст. 424 Трудового кодекса Российской Федерации, если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку право на пенсионное обеспечение у истца возникло в октябре 2010 года, то суд при разрешении данного спора учитывает положения ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющей работодателю, являющемуся индивидуальным предпринимателем, вносить сведения о работе в трудовую книжку работника.
Кроме этого, согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, иные документы в подтверждение трудового стажа представляются работником в случае отсутствия трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи о работе, либо когда такие записи отсутствуют.
Запись о работе Федоровой Т.К. в магазине «Кедр» в спорный период времени в трудовой книжке истца имеется, выполнена в полном объеме, со ссылкой на номера и даты приказов, а также заверена подписью индивидуального предпринимателя и его печатью.
Таким образом, суд пришел к выводу, что факт работы истца в магазине «Кедр» индивидуального предпринимателя ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и, соответственно, данный период времени подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку магазин «Кедр», где осуществляла свою трудовую деятельность Федорова Т.К., располагался в <адрес>, отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Федоровой Татьяны Константиновны - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный <адрес> - Югры зачесть период работы Федоровой Татьяны Константиновны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности продавца в магазине «Кедр» индивидуального предпринимателя ФИО1 в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07 февраля 2011 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>