РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Сайфулиной О.А., представителя ответчика Романова В.А., при секретаре Бойко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-266/2011 по исковому заявлению Сайфулиной Ольги Александровны к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании права на получение субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Сайфулина О.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании права на получение субсидии, указывая в обоснование исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила с УМП «Капитальное строительство» и ОАО Ханты-Мансийский банк договор участия в долевом строительстве в строящемся доме по адресу <адрес>. После выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию за ней зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу <адрес>. На момент подписания договора ей исполнился 31 год, в браке она не состояла и имела двоих несовершеннолетних детей Пузину А.С., ДД.ММ.ГГГГ, и Пузина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира была приобретена ею в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о включении ее семьи в число участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» для получения субсидии на имеющихся детей, и ДД.ММ.ГГГГ ею было получено уведомление о включении в списки участников указанной подпрограммы. ДД.ММ.ГГГГ представительство АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» уведомило ее о постановке на учет для получения субсидии. ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с Сайфулиным Н.Н., и ДД.ММ.ГГГГ получила от ответчика уведомление об отказе в предоставлении субсидии в связи с утратой статуса молодой семьи. Считает данный отказ неправомерным и нарушающим ее законное право на получение субсидии. Просит признать за ней право на получение субсидии на имеющихся детей Пузину Александру Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пузина Даниила Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (л.д. 44-46).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика считает исковые требования не обоснованными, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ реализацию подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» осуществляла АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по реализации подпрограммы переданы в ОАО «Ипотечное агентство Югры». Истец была поставлена на учет для получения государственной поддержки в рамках указанной подпрограммы как молодая неполная семья. В соответствии с Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым», утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п, истец представила свидетельство о заключении брака с Сайфулиным Н.Н., 1972 года рождения, от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с утратой статуса молодой семьи истцу правомерно отказано в предоставлении субсидии на основании п.п. 8 п. 3.6 указанного Порядка, в силу прямого указания нормы закона о том, что молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет (л.д. 49-50).
В судебном заседании истец Сайфулина О.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что брак был заключен ею после постановки на учет для предоставления субсидии, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении субсидии на имеющихся детей. Просила иск удовлетворить в полном объеме.Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Романов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 51), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом, УМП «Капитальное строительство» и ОАО Ханты-Мансийский банк заключен договор № участия в долевом строительстве, предметом которого являлось долевое участие истца в финансировании строительства жилого дома, расположенного по адресу <адрес>), и принятие при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию <адрес> последующей регистрацией права собственности (л.д. 8-18), с использованием кредитных средств ОАО <данные изъяты>, предоставленных по кредитному договору №-А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-26).
В рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» ДД.ММ.ГГГГ между АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», истцом и ОАО Ханты-Мансийский банк заключено трехсторонне соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору №-А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-32).
Право собственности истца на квартиру по указанному адресу зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Сайфулина О.А. (до заключения брака - Пузина), ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7, 38), обратилась с заявлением на имя главы г. Радужный о включении ее и ее семьи в число участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» для получения субсидии на имеющихся детей Пузиной Александры Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Пузина Даниила Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 35, 19, 20).
Предоставление мер государственной поддержки молодым семьям в данный период предусматривалось Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».
Указанный закон признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 21 сентября 2010 года № 148-оз «О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».Ст. 4 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 21 сентября 2010 года № 148-оз предусмотрено, что граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до вступления закона в силу, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора подлежит применению Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, согласно п. 1 ст. 9 которого целью и задачами подпрограммы «Доступное жилье молодым» являются создание системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище; разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, молодым специалистам, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий; привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей, молодых специалистов благоустроенными жилыми помещениями; создание условий для ускорения сроков приобретения молодыми семьями, молодыми специалистами собственных жилых помещений.
Согласно п.п. 3 ст. 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» являются молодые семьи, имеющие детей; нуждающиеся в улучшении жилищных условий; в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 10 указанного Закона, государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период действия долговых обязательств.
Предоставление субсидий осуществляется на основании договоров строительства или приобретения жилых помещений, договоров ипотечного кредита (займа) (п. 4 ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз).
Пунктом 17 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что условия подпрограммы «Доступное жилье молодым» распространяются также на молодые семьи, являющиеся собственниками жилых помещений, приобретенных с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование», входящей в состав программы.
В судебном заседании установлен факт включения семьи истца в списки участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», и данное обстоятельство подтверждается копией уведомления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), а также копией уведомления АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истец была поставлена на учет для предоставления субсидии на имеющихся детей по указанной подпрограмме (л.д. 37).
Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 3.5 Порядка, при поступлении в распоряжение организации денежных средств из бюджета автономного округа на реализацию подпрограммы организация в течение 10 рабочих дней рассматривает учетные дела граждан, представивших документы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.3, 3.4 Порядка, принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении и направляет письменное уведомление заявителю о возможности предоставления субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сайфулиной О.А. ответчиком направлено уведомление об отказе в предоставлении субсидии на имеющихся детей в связи с заключением истцом брака с Сайфуллиным Н.Н., 1972 года рождения, и утратой статуса молодой семьи, поскольку возраст супруга истца превышает 35 лет (л.д. 38, 39).
По мнению суда, доводы представителя ответчика о правомерности отказа в предоставлении истцу субсидии на имеющихся детей в связи с утратой статуса молодой семьи являются необоснованными.
Действительно, п.п. 8 п. 3.6 Порядка предусмотрено, что в предоставлении субсидии отказывается в случае утраты оснований возникновения у гражданина права на получение субсидии.
Как установлено в судебном заседании, квартира приобретена истцом в 2007 году в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», истец имеет двоих несовершеннолетних детей, на момент принятия решения о постановке на учет для предоставления субсидии ее возраст не превышал 35 лет.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для постановки семьи истца на учет для предоставления мер государственной поддержки в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым», на момент принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении субсидии не изменились, поскольку данная субсидия предоставляется в расчете на фактически имеющихся детей, и такое основание, как изменение семейного положения участника подпрограммы, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии.
Кроме того, отсутствие своевременного финансирования на реализацию подпрограммы не может ограничивать право истца на создание семьи, и, по мнению суда, заключение истцом брака после постановки на учет не должно лишать ее права на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на имеющихся детей, исходя из целей и задач указанной подпрограммы, установленных законом.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Сайфулиной О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сайфулиной Ольги Александровны - удовлетворить.
Признать за Сайфулиной Ольгой Александровной право на получение субсидии на имеющихся детей Пузину Александру Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пузина Даниила Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 21 марта 2011 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>а