РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2011 года город Радужный Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре судебного заседания Моисеенковой Л.А., с участием представителя истца Афанасьева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-590/11 по исковому заявлению Масленникова Олега Николаевича к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный о восстановлении нарушенного права, УСТАНОВИЛ: Масленников О.Н., действуя через представителя по доверенности Афанасьева Д.А., обратился в суд с иском к администрации г. Радужный о восстановлении нарушенного права. В обоснование иска указал, что с декабря 2000 года состоял в списке очередников, как ветеран боевых действий, которым предоставляются меры по социальной поддержке в виде обеспечения жильем согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Закон о ветеранах). На основании договора льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры», он и его семья получили льготный жилищный заём на приобретение трехкомнатной квартиры по адресу<адрес>. Постановлением главы города от 25 декабря 2008 года № 1842 он исключен из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), так как в связи с приобретением жилья с использованием льготного жилищного займа перестал нуждаться в улучшении жилищных условий. Таким образом, ответчик лишил его возможности на получение субсидии на приобретение жилья в собственность, как это предусмотрено Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту - Закон ХМАО - Югры № 57-оз). Полагал, что приобретение жилья за счет заёмных средств не может являться основанием для снятия с учета по правилам п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а законом допускается возможность предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан по нескольким основаниям. Своими действиями ответчик поставил его в неравное положение по сравнению с иными гражданами, имеющими право на получение субсидии как ветераны боевых действий, но не приобретшие жилые помещения за счет льготных жилищных займов. Ссылаясь на ст. 19 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ЖК РФ, ст. 16 Закона о ветеранах, Закон ХМАО - Югры № 57-оз, Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям гражданам на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утвержденное постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10 ноября 2006 года № 237-п (далее по тексту - Положение), просил обязать ответчика восстановить его в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для получения субсидии. В письменных возражениях на иск (л.д. 62-68) ответчик сослался на перечисленные выше нормы права и указал, что ответчик состоял в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, под номером 348 по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек как участник боевых действий. Кроме того, постановлением главы города от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, как ветеран боевых действий, и ему дважды направлялись письма (от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) с разъяснением возможности включения в список получателей субсидии. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ истец с семьей в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» получил льготный жилищный заём, за счет средств которого приобрел квартиру по адресу: <адрес>. Таким образом, истцу, как участнику федеральных целевых программ, за счет средств окружного бюджета предоставлена государственная поддержка в форме предоставления ему льготного жилищного займа под 5% годовых и оказана финансовая поддержка, и он перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья. Согласно п. 2.8 Положения граждане исключаются из Единого списка федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, в случае принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, согласно ст. 13 Закона о ветеранах при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям такая поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, истец фактически обжалует действия администрации г. Радужный, и его требования подлежат рассмотрению в ином порядке. Извещение об исключении из списка ответчиком направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ, и Масленниковым О.Н. пропущен трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ). В случае удовлетворения исковых требований истец не сможет воспользоваться своим правом, предусмотренным ст. 57 ЖК РФ, поскольку является собственником 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, площадь которой должна быть учтена при предоставлении жилья по договору социального найма, и в связи с этим основания для предоставления истцу жилья отсутствуют в связи с его обеспеченностью жильем площадью более учетной нормы предоставления. Полагая, что администрацией города права Масленнкиова О.Н. не нарушены, требования истца являются необоснованными. Истец Масленников О.Н. и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 57, 79, 83, 87, 89-93). В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон. Представитель истца Афанасьев Д.А., действующий на основании доверенности (л.д. 57), в судебном заседании иск поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления. Просил иск удовлетворить и обязать ответчика восстановить истца в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до получения субсидии в качестве ветерана боевых действий в рамках федеральной целевой программы. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Суд находит необоснованными возражения ответчика относительно вида судопроизводства и необходимости применения пропуска срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. В данном случае предметом спора является право истца на получение субсидии, и дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства, в связи с чем с учетом даты предъявления иска в суд пропуск срока обращения в суд применению не подлежит. Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ Масленников О.Н. является ветераном боевых действий и имеет все права и льготы согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 10, 35, 55). В соответствии п.п. 3 п. 1 ст. 6 Закона о ветеранах ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из имеющихся в деле доказательств и письменных возражений ответчика следует, что истец состоял в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из данного списка (л.д. 7-9, 14, 16, 19-20, 22-23, 75-76). В соответствии с постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № истец также состоял в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-74). Основанием для исключения из названных списков послужило приобретение истцом квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 58,7 кв.м, которая приобретена за счет средств, полученных по договору льготного жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в рамках подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» Закона ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005 - 2015 годы» (далее - Закон № 103-оз) (л.д. 8-9, 19-20, 22-23, 24-31, 56). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета, определенных Законом о ветеранах категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства на территории автономного округа, осуществляется в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа. Порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета определяются Правительством автономного округа. Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность» субсидии предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, включенным в Единый список, в порядке очередности в разрезе муниципальных образований. Субсидии носят целевой характер и могут быть использованы гражданами на следующие цели: - приобретение индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) или квартиры (части квартиры, комнаты) в жилом многоквартирном доме; - финансирование строительства квартиры по договору об участии в долевом строительстве жилья; - строительство индивидуального жилого дома за счет собственных (заемных) средств. Субсидия может быть использована: - на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении; - на компенсацию части расходов гражданина на приобретение (строительство) жилого помещения в случае, если он произвел полную оплату за счет собственных и (или) заемных средств по договору купли - продажи, договору долевого участия в строительстве жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома (п.3.2., 3.3.). Граждане, получившие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.4.1.). Исходя из смысла приведенных норм, коллизии законов, приобретение жилья вставшими на учет до 01 января 2005 года в порядке, определенном Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года № 57-оз, постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п гражданами, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но до получения субсидии, нельзя признать основанием для снятия с учета по правилам пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации ввиду прямого указания в специальной норме права о том, что указанные граждане снимаются с учета только при получении субсидии, которая в свою очередь может быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении. Ограничение права истца на получение субсидии в связи с приобретением им жилья в собственность до получения субсидии при том, что он также признан гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий путем выплаты ему субсидии на приобретение жилья в собственность на территории автономного округа, ставит его в неравное положение с теми гражданами, которые также имеют право на получение субсидии, но еще не приобрели жилые помещения в собственность за счет средств полученной субсидии. Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, суд критически относится к доводам ответчика о невозможности реализации права истца, предусмотренного ст. 57 ЖК РФ, на получение жилья по договору социального найма, поскольку восстановление истца в списках очередности необходимо для реализации права на получение субсидии. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении иска. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Масленникова Олега Николаевича к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный о восстановлении нарушенного права - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный восстановить Масленникова Олега Николаевича в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для получения субсидии. Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд. Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2011 года. Решение в окончательной форме принято 27 июня 2011 года. Судья подпись Г.К.Гаитова