РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., с участием истца Безматерных В.С., представителя ответчика Бабкиной С.Н., при секретаре Бойко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-903/2011 по исковому заявлению Безматерных Виктора Сергеевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о зачете периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Безматерных В.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный о зачете периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» в должности моториста цементировочного агрегата. Документы о его работе в указанный период в архиве <адрес> отсутствуют, поскольку в результате пожара в НГДУ «<данные изъяты>» документы о его трудовой деятельности были уничтожены. На его обращение о назначении пенсии ответчиком ему было отказано в зачете указанного периода в трудовой стаж, по тем основаниям, что стаж работы должен быть установлен в судебном порядке. Просит зачесть период его работы в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в специальный стаж (Список № 2) (л.д. 3).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что с заявлением гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должны быть представлены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ и подтверждающие стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К заявлению работника об установлении периода работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения, и в данном случае продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии, то есть 2 года 6 месяцев. При этом, в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», характер работы по свидетельским показаниям не может быть подтвержден (л.д. 14-15).
В судебном заседании истец Безматерных В.С. дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что трудовая книжка, содержащая сведения о спорном периоде работы, им утеряна. Представить документы, подтверждающие период его работы в УТТ НГДУ «<данные изъяты>», он не имеет возможности в связи с тем, что они были утрачены в результате пожара. Исковые требования уточнил, просил обязать ответчика зачесть период его работы в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми и вредными условиями труда.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный Бабкина С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 24), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Также пояснила, что на основании свидетельских показаний в общий трудовой стаж истца включены 2 года 6 месяцев, то есть половина от страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Аналогичное положение содержится в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 24 июля 2002 года (далее по тексту – Правила).
В судебном заседании из пояснений истца установлено, что трудовая книжка, содержащая сведения о периоде работы истца в УТТ НГДУ «<данные изъяты>», утрачена.
Согласно п. 6 Правил, при отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Представить документы, подтверждающие спорный период работы, истец не имеет возможности, в связи с их уничтожением в результате пожара, что следует из справки ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и справки учреждения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 9).
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Пунктом 29 Правил также предусмотрена возможность установления периодов работы на основании показаний двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (п. 31 Правил).
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный от 10 июня 2011 года, на основании свидетельских показаний установлен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» в качестве моториста цементировочного агрегата, что составляет 4 года 5 месяцев, из которых в общий трудовой стаж зачтены 2 года 6 месяцев (л.д. 10).
В судебном заседании допрошенные по ходатайству истца свидетели ФИО4, ФИО5 показали, что в указанный истцом период последний работал в УТТ НГДУ «<данные изъяты>», переименованном впоследствии в УТТ-№ производственного объединения «<данные изъяты>», в качестве моториста цементировочного агрегата.
Из записей в трудовых книжках свидетелей следует, что ФИО4 являлся работником УТТ НГДУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-38), ФИО5 работал в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-45).
Таким образом, суд считает установленным факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подтвержден обоими свидетелями, в соответствии с п.п. 29, 32 Правил, и представителем ответчика данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
При этом суд учитывает, что показаниями свидетелей подтвержден факт работы истца на определенном предприятии в определенный период, а не характер работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции, и в настоящее время истец лишен возможности предоставления иных документов о работе.
Факт нахождения УТТ НГДУ «<данные изъяты>» (с ДД.ММ.ГГГГ - УТТ-3 производственного объединения «<данные изъяты>») в <адрес>, отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтвержден справкой ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
При установленных обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, и считает, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УТТ НГДУ «Варьеганнефть» подлежит зачету в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Истцом также заявлены требования о включении периода его работы в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее по тексту – Список № 2 1991 года).
Разделом ХII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» указанного Списка предусмотрена профессия моториста цементировочного агрегата (код 2130200a-14754), работа по которой дает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях.
В обоснование исковых требований о включении периода работы в специальный стаж истец также ссылается на показания свидетелей, при этом какие-либо иные доказательства, подтверждающих характер его работы в указанный период, суду не представлены.
Учитывая, что п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Безматерных Виктора Сергеевича – удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры зачесть период работы Безматерных Виктора Сергеевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УТТ НГДУ «<данные изъяты>» в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 06 сентября 2011 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>