№2-971-2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                                 город Радужный

    Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Сусловой А.В., истца Козина А.В., представителя ответчика Раджабова Р.Р., при секретаре Васильевой С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-971/2011 по исковому заявлению Козина Андрея Владимировича к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Козин А.В. обратился в суд с иском к муниципальному образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность» от ДД.ММ.ГГГГ им в управление по реализации жилищных программ администрации г. Радужный был представлен пакет документов для получения субсидии на компенсацию части расходов на приобретение жилого помещения, как участнику боевых действий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему отказано в реализации права на получение субсидии, отказ мотивирован тем, что в утвержденном постановлением главы г. Радужный от ДД.ММ.ГГГГ списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма, его семья отсутствует. Данный отказ считает незаконным, так как он является участником боевых действий, о чем имеется удостоверение, выданное ДД.ММ.ГГГГ, и на него распространяется действие Федерального закона «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ним и ФИО2, которая с 2003 года состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает необоснованной ссылку ответчика на то, что граждане, приобретшие статус льготной категории после ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть лишь в силу постановки на учет быть включены в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку его семья была поставлена на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящее время он с семьей проживает в общежитии, своего жилья в собственности не имеет. Ссылаясь на ст.ст. 3, 4, 13, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», просит обязать администрацию г. Радужный предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на семью, состоящую из двух человек (л.д. 4-6).

Впоследствии истец уточнил, что исковые требования предъявляются им к администрации г. Радужный, исковые требования изменил, просит признать за ним право на получение субсидии, предоставляемой в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность (л.д. 50, 54-55).

В возражениях на исковое заявление представитель ответчика администрации г. Радужный просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что в установленный п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень оснований для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди семья истца не входит. Федеральным законом «О ветеранах» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами не предусмотрена возможность обеспечения ветерана боевых действий во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, а предусмотрено право на получение субсидии, если ветеран боевых действий встал на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считает, что правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется. Кроме этого, в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2007 года № 627-12, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ по иным основаниям и приобретшие статус льготной категории граждан после 01 января 2005 года, не могут быть лишь в силу постановки на учет быть включены в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38, 48).

В судебном заседании истец Козин А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В 2003 году его супруга встала на учет в администрации г. Радужный, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, он был включен в состав ее семьи, при этом ими предоставлялась справка об участии в боевых действиях, но удостоверение ветерана боевых действий ему было выдано только ДД.ММ.ГГГГ. Он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о включении его в список ветеранов, однако до января 2005 года документы у него не принимали, в связи с отсутствием удостоверения. В сентябре 2010 года им получено решение об отказе во включении в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое считает необоснованными, так как его семья встала на учет до 01 января 2005 года. Просил признать за ним право на получение в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» субсидии за счет субвенций из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в собственность.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Радужный Раджабов Р.Р., действующий на основании доверенности (л.д. 49), с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что истец впервые обратился с заявлением о постановке его на учет как ветерана боевых действий в сентябре 2010 года, до этого времени каких-либо заявлений от него не поступало. Семья истца действительно состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако при постановке на учет истцом не предоставлялись сведения об участии в боевых действиях, данные сведения были представлены им в феврале 2010 года, после чего он был учтен в списке как ветеран боевых действий. Поскольку истец до 01 января 2005 года не состоял на учете, он должен обеспечиваться жильем в соответствии с жилищным законодательством.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Козин А.В. находился в служебной командировке и выполнял служебно-боевые задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (л.д. 10, 11), и данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ УВД Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий серии (л.д. 9).

Из материалов гражданского дела следует, что истец состоит в браке с ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28); на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60) семья истца была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается материалами гражданского дела (л.д. 13, 14, 15, 17, 71), и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г. Радужный с заявлением о включении в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял служебно-боевые задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (л.д. 19).

Решением заседания комиссии по вопросам предоставления субсидии за счет субвенций из федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями определенных ст.ст. 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства на территории муниципального образования городского округа г. Радужный от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации г. Радужный от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано во включении в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Статья 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяет круг лиц, являющихся ветеранами боевых действий.

Согласно п.п. 1 п. 1 данной статьи, к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»).

Раздел III указанного Перечня включает выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года; на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» распространяются на истца Козина А.В., как сотрудника органов внутренних дел (л.д. 67-69), в связи с его участием в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Таким образом, то обстоятельство, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано истцу ДД.ММ.ГГГГ, не имеет юридического значения для разрешения спора, поскольку статус ветерана боевых действий истец приобрел не в связи с получением им удостоверения, а в связи с его непосредственным участием в боевых действиях, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 указанной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

На основании п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в п.п. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п. 1 настоящей статьи (п. 12 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 марта 2009 года № 36-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению субсидий за счет субвенций из федерального бюджета категориям граждан, определенных статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах» (за исключением категорий граждан, указанных в п.1 настоящей статьи), ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ на территории автономного округа, в том числе ветеранам боевых действий.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность (далее по тексту – Положение), определяющее порядок и условия предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (п. 1.1 Положения).

В соответствии с п. 2.1 Положения, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, уполномоченные осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, формируют списки граждан, указанных в п. 1.1 настоящего Положения, путем извлечения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В судебном заседании установлено, что заявителем при постановке семьи истца на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий являлась супруга истца ФИО2, вместе с тем, истец был включен в указанный список в качестве члена семьи ФИО2, и состоит на учете с 2003 года.

При этом доводы истца о том, что при постановке на учет им предоставлялись документы, подтверждающие факт его участия в боевых действиях, представителем ответчика не опровергнуты.

Доводы представителя ответчика о том, что в учетном деле такие документы отсутствуют, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исследование материалов указанного дела в судебном заседании показало, что в нем отсутствуют опись документов и нумерация листов дела, материалы представлены в не прошитом виде, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно документы представлялись ответчику истцом.

Ссылка представителя ответчика на разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2007 года № 627-12 (л.д. 38-41) также не может быть принята судом во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что статус ветерана боевых действий истец приобрел до 01 января 2005 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец, как ветеран боевых действий, имеет право на получение предусмотренной ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» и Положением о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 октября 2006 года № 237-п, меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии за счет субвенций из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность.

При установленных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Козина Андрея Владимировича – удовлетворить.

Признать за Козиным Андреем Владимировичем право на получение в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» субсидии за счет субвенций из федерального бюджета для приобретения жилого помещения в собственность.

    Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 14 октября 2011 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.

Судья                      /подпись/                        А.В. Суслова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>