РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: судьи Сусловой А.В., с участием помощника Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Жукова Р.А., представителей ответчика Крутовцова А.А., Воронцова Д.В., при секретаре Бойко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-902/2011 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Варьеганнефтегаз» о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Варьеганнефтегаз» (далее по тексту – ОАО «Варьеганнефтегаз») о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлено, что ОАО «Варьеганнефтегаз» является владельцем лицензии на право пользования недрами на добычу нефти и газа в пределах Северо-Хохряковского лицензионного участка в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на основании которой ответчиком осуществляется разработка Северо-Хохряковского месторождения нефти. Согласно п.п. 8.1, 8.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах Северо-Хохряковского лицензионного участка, являющегося неотъемлемой частью лицензии, ответчик осуществляет все работы при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды, осуществляет разработку лицензионного участка в соответствии с проектными документами, утвержденными ТКР (ЦКР) в установленном порядке. Проектным документом «Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Северо-Хохряковского лицензионного участка» предусмотрено, что процент использования растворенного газа по Северо-Хохряковскому месторождению в 2010 и 2011 годах должен составлять 5 %, начиная с 2012 года утилизация растворенного газа на данном месторождении должна осуществляться в объеме не ниже 95 %. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 2,54 %, всего за 2010 год на указанном месторождении ответчиком добыто 37,6 млн.м3 попутного нефтяного газа, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 36,64 млн.м3 был сожжен предприятием на факельных установках, с начала 2011 года уровень утилизации попутного нефтяного газа по данному месторождению составил 2,97 %, при допустимом уровне в 5 %. Тем самым ответчиком нарушаются требования Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», не исполняются распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», постановление Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2007 года № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждении плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2010 годы». Ненадлежащая утилизация ответчиком попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии им мер по достижению максимального уровня использования попутного нефтяного газа, нарушении требований проектного документа на разработку Северо-Хохряковского месторождения и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами. Как следствие этого, нерационально используются недра, сжигание попутного нефтяного газа создает серьезную экологическую проблему для окружающей среды, влечет за собой увеличение поступающих в атмосферный воздух загрязняющих веществ, что создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население, и, кроме этого, действующие факелы тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, увеличивают парниковый эффект и являются источниками пожарной опасности. Допущенные ответчиком нарушения требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит обязать ОАО «Варьеганнефтегаз» к ДД.ММ.ГГГГ обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Северо-Хохряковского месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Северо-Хохряковского месторождения нефти; запретить ответчику с ДД.ММ.ГГГГ сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Северо-Хохряковском месторождении нефти, свыше 5 % от объема добытого на данном месторождении попутного нефтяного газа (л.д. 3-11).
Впоследствии Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор представил заявление об изменении исковых требований, в котором просит обязать ОАО «Варьеганнефтегаз» обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Северо-Хохряковского месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения; запретить ответчику сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на Северо-Хохряковском месторождении нефти, свыше объема, установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения (л.д. 191-192).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика ОАО «Варьеганнефтегаз» просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что общество осуществляет разработку Северо-Хохряковского месторождения нефти в соответствии с лицензией и проектным документом, которым с 2012 года предусмотрен нижний предельный уровень утилизации попутного нефтяного газа не ниже 95 %, объем утилизированного попутного нефтяного газа в октябре 2011 года составил 28,8 %, прогноз на ноябрь 2011 года – 95 %. Кроме этого, показатель утилизации попутного нефтяного газа в размере 5 % рассчитывался для меньшего объема добычи растворенного газа, чем добыто фактически. В 2010 году и в течение 9 месяцев 2011 года обществом оказывалось допустимое воздействие на окружающую природную среду, на основании выданных разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на условиях платности и в объемах, не превышающих предельно допустимые уровни, и это сопровождалось обеспечением надлежащего качества атмосферного воздуха в населенных пунктах с обязательным соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды, производственная деятельность общества не оказала влияния на здоровье населения, проживающего на территории Нижневартовского района. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», на которое ссылается истец, установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа, а также определенная плата за выбросы вредных веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа в объеме, превышающем значение целевого показателя, указанное постановление не содержит запрета на сжигание попутного нефтяного газа. Исходя из положений ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцу надлежит доказать возможность причинения вреда, вину ответчика и необходимость запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда. Доказательства, подтверждающие причинение обществом вреда в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а также наличие угрозы причинения вреда в будущем, истцом не представлены, доводы истца носят предположительный характер. Требование истца о запрете сжигания попутного нефтяного газа является, по сути, требованием о приостановлении деятельности общества, поскольку исполнение данного требования будет возможным лишь путем прекращения добычи нефти и поставки данного сырья на товарный рынок, что повлечет неисполнение со стороны общества условий лицензии на право пользования недрами, ухудшение качества запасов и причинение ущерба государству, прекращение отчисления налоговых платежей, сокращение численности работников общества. Кроме этого, в силу ст.ст. 9, 10, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите подлежит лишь нарушенное право, и, поскольку соответствующее право не нарушено, основания для его судебной защиты отсутствуют. Также полагает, что обращение прокурора с иском в суд, в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре», является вмешательством в хозяйственную деятельность общества (л.д. 194-201).
В судебном заседании помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Жуков Р.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что в ходе проведенной проверки установлено, что за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на Северо-Хохряковском месторождении нефти составил 2,54 %, в 2011 году ответчик продолжает незаконно сжигать на факелах попутный нефтяной газ, уровень утилизации которого за 9 месяцев 2011 года составил 2,5 %, при предусмотренном проектным документом уровне 5 %. Таким образом, ответчиком не выполняются требования лицензии на право пользования недрами и проектного документа на разработку данного месторождения, что приводит не только к неэффективному использованию недр, но и к увеличению объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, загрязнению почвы и водных объектов. Полагает, что представленные ответчиком сведения об утилизации попутного нефтяного газа за октябрь 2011 года не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат сведений о количестве добытого и количестве сожженного попутного нефтяного газа в течение 2011 года, и не свидетельствуют о том, что в дальнейшем ответчиком будут соблюдаться требования лицензии и проектного документа. Также ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении им каких-либо работ, направленных на увеличение уровня утилизации попутного нефтяного газа. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Варьеганнефтегаз» Воронцов Д.В., действующий на основании доверенности (л.д. 160), не согласился с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Варьеганнефтегаз» Крутовцов А.А., действующий на основании доверенности (л.д. 179), не согласился с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, дополнительно пояснил, что обществом ежемесячно предоставляются в Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сведения об объемах добычи и использования попутного нефтяного газа, на основании представленных сведений за октябрь 2011 года был произведен расчет уровня использования попутного нефтяного газа, который за указанный период составляет 28,8 %, что не превышает установленного лицензией на право пользования недрами и проектным документом уровня, и, таким образом, в настоящее время обществом условия лицензии и требования проектного документа исполняются в полном объеме. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 184-186), в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и подтвердил обстоятельства, на которых основаны исковые требования (л.д. 189).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что ОАО «Варьеганнефтегаз» является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН № НЭ на добычу нефти и газа в пределах Северо-Хохряковского лицензионного участка в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области (л.д. 54-55), срок окончания действия лицензии установлен ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст. 12 Закона Российской Федерации «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 22 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами (ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах»).
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Неотъемлемой частью предоставленной ответчику лицензии на право пользования недрами является Лицензионное соглашение о добыче нефти и газа в пределах Северо-Хохряковского лицензионного участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту – Лицензионное соглашение) (л.д. 56-58).
Согласно п. 8.1 Лицензионного соглашения ОАО «Варьеганнефтегаз» осуществляет все работы при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах, охране окружающей среды и других законов, а также законов и правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (л.д. 57).
Пунктом 8.2 Лицензионного соглашения предусмотрено, что ОАО «Варьеганнефтегаз» осуществляет разработку лицензионного участка согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке (л.д. 57).
Судом установлено, что разработка Северо-Хохряковского месторождения нефти осуществляется ответчиком на основании технологической схемы разработки Северо-Хохряковского нефтяного месторождения, согласованной Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 202-235).
Согласно протоколу заседания (нефтяной секции) от ДД.ММ.ГГГГ № Авторский надзор за реализацией технологической схемы разработки Северо-Хохряковского месторождения (ОАО «Варьеганнефть»), утвержденному и.о. председателя ЦКР Роснедра ДД.ММ.ГГГГ, в 2010 и в 2011 годах процент использования растворенного газа по Северо-Хохряковскому месторождению нефти должен составлять 5 %, в 2012 году и последующие годы – 95 % (л.д. 59-64).
Дополнением № к лицензии на право пользования недрами ХМН № НЭ, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Северо-Хохряковского лицензионного участка, п. 3.6 которых предусмотрено, что владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья; объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 2012 года должен быть в объеме не ниже 95 % (л.д. 238-246), Лицензионное соглашение признано утратившим силу с даты государственной регистрации дополнения.
Частью 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Одними из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа.
Из материалов гражданского дела следует, что в 2010 году на Северо-Хохряковском месторождении нефти ОАО «Варьеганнефтегаз» добыто 37,6 млн.м3 попутного нефтяного газа, уровень использования (утилизации) попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 2,54 %, при допустимом уровне в 5 % (л.д. 50).
За девять месяцев 2011 года предприятием добыто 25,182 млн.м3 попутного нефтяного газа, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 24,542 млн.м3 сожжен на факельных установках, уровень использования (утилизации) попутного нефтяного газа за указанный период составил 2,5 %, что следует из сведений, предоставленных по запросу истца Департаментом по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 297-298).
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 февраля 2011 года ОАО «Варьеганнефтегаз» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (л.д. 38-41).
Таким образом, суд находит установленным факт ненадлежащей утилизации ответчиком в указанные периоды попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Северо-Хохряковского месторождения нефти, в нарушение условий лицензии на право пользования недрами и требований проектного документа на разработку месторождения, и данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.
Допущенные ответчиком нарушения природоохранного законодательства затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд находит несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что факт причинения обществом вреда в процессе осуществления хозяйственной деятельности истцом не доказан, поскольку наличие выбросов вредных (загрязняющих) веществ, относящихся к различным классам опасности, в атмосферный воздух при сжигании попутного нефтяного газа, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, является общеизвестным фактом, не нуждающимся в доказывании, в силу ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, наличие вредных выбросов в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках попутного нефтяного газа подтверждается сведениями, представленными ОАО «Варьеганнефтегаз», согласно которым в результате сжигания неиспользуемого попутного нефтяного газа происходит выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, углерод (сажа), бензапирен; масса выбросов загрязняющих веществ, образованных при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках Северо-Хохряковского месторождения в 2010 году составила 18 585,731 тонн, за 6 месяцев 2011 года – 8 512,789 тонн, за 9 месяцев 2011 года – 12 463,958 тонн (л.д. 51-52), а также представленной истцом информацией (л.д. 12-14, 15-18, 19-20, 21, 22, 23, 299).
При этом то обстоятельство, что ответчиком вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, не является обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего дела, и данное обстоятельство лишь подтверждает факт нарушения ответчиком в указанные периоды требований проектного документа при разработке Северо-Хохряковского месторождения нефти.
Ссылка представителей ответчика на негативные последствия, которые может повлечь приостановление деятельности общества в случае запрета сжигания попутного нефтяного газа, судом не принимается во внимание, поскольку требование о приостановлении деятельности истцом не заявлено.
Вместе с тем, как следует из представленных в судебном заседании представителями ответчика сведений Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уровень использования попутного нефтяного газа на Северо-Хохряковском месторождении по отношению к 2010 году повысился на 25,6 % и на указанную дату составляет 28,8 % (л.д. 289), оснований не доверять представленным сведениям у суда не имеется.
Доводы представителя истца и представленные им сведения Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по объемам добычи, использования и сжигания попутного нефтяного газа за 9 месяцев 2011 года (л.д. 297-298), указанные обстоятельства не опровергают. Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя истца о необходимости определения уровня утилизации попутного нефтяного газа за десять месяцев текущего года, поскольку таких сведений на момент рассмотрения дела представителем истца суду также не представлено.
Согласно сведениям о балансе нефтяного попутного газа по месторождениям ОАО «Варьеганнефтегаз», за октябрь 2011 года на Северо-Хохряковском месторождении нефти добыто 2 877,413 тыс.м3 попутного нефтяного газа, сожжено на факельной установке 2 048,030 тыс.м3, использовано 829,383 тыс.м3, уровень использования (утилизации) попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 28,8 % (л.д. 288), таким образом, доводы представителя истца об отсутствии данных об объеме добытого ответчиком и утилизированного попутного нефтяного газа являются необоснованными.
Согласно справкам ОАО «Варьеганнефтегаз», в связи с запуском в эксплуатацию газопровода с Северо-Хохряковского месторождения на Бахиловскую КС ожидаемый процент утилизации попутного нефтяного газа в ноябре 2011 года составит 95 % (л.д. 287); фактический процент утилизации попутного нефтяного газа по Северо-Хохряковскому месторождению за пятнадцать дней ноября 2011 года составил 95 % (л.д. 290).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком доказан факт устранения нарушений на момент рассмотрения дела, выполнения условий, установленных лицензией на право пользования недрами, и соблюдения требований проектного документа на разработку Северо-Хохряковского месторождения нефти.
При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Северо-Хохряковского месторождения нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и проектным документом на разработку данного месторождения, суд не находит.
Ссылка представителя истца на возможность нарушения ответчиком условий лицензии и проектного документа в будущем является несостоятельной, так как в силу ст.ст. 9, 10, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право.
Поскольку у суда отсутствуют основания полагать нарушение ответчиком указанных требований, исковые требования в части запрета сжигания на факелах попутного нефтяного газа свыше объема, установленного лицензией на право пользования недрами и проектным документом, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Варьеганнефтегаз» о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 22 ноября 2011 года, путем подачи кассационной жалобы, представления через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>