Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Гриценко Г.Л., при секретаре Коршуновой Е.Ю., с участием представителя истца – помощника Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора ХМАО-Югры Жукова Р.А., представителя ответчика Исмагулова К.А.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Белые ночи» о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию нефтяного газа,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Белые ночи» о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, природоохранной прокуратурой установлено, что ООО «Белые ночи» является владельцем лицензий на право пользования недрами № и № на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти, газа и конденсата в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского лицензионных участков в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области и на основании данных лицензий осуществляет разработку Западно-Варьеганского и Тагринского нефтегазоконденсатных месторождений нефти. Согласно п. 3.4 Лицензионных соглашений, являющихся неотъемлемой частью лицензий, ответчик обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья. Проектными документами предусмотрено, что использование растворенного газа по Западно-Варьеганскому и Тагринскому месторождениям в 2010 и последующих годах должно осуществляться в объеме не ниже 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на Западно-Варьеганском месторождении составил 90, 7%, на Тагринском – 72, 7%. Всего за 2010 год неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 14 млн м3 был сожжен предприятием на факельных установках на Западно-Варьеганском месторождении и 77 млн м3 - на Тагринском месторождении. Тем самым, ответчик не исполняет Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», Постановление Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007 № 270-п «Об исполнении плана мероприятий 1 этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий 2 этапа (2007-2010 годы) программы ХМАО_Югры «Экономическое и социальное развитие ХМАО-Югры» на 2005-2010 годы». Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о нарушении требований проектных документов на разработку месторождений и невыполнении условий лицензий на право пользования недрами, что приводит к нерациональному использованию недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации, а также создает серьезную экологическую проблему для окружающей среды. При этом в 2010 году ООО «Белые ночи» незаконно сожжено на факелах 6, 47 млн м3 попутного газа, добытого на Западно-Варьеганском месторождении и 62, 9 млн м3 газа, добытого на Тагринском месторождении. Более того, предприятие продолжает незаконно сжигать на факелах добываемый попутный нефтяной газ. Так, с начала 2011 года уровень утилизации составил 54, 6 % на Западно-Варьеганском месторождении, и 49, 2% - на Тагринском месторождении, при допустимом уровне в 95%. Вместе с тем, утилизация ответчиком попутного газа в неполном объеме влечет за собой увеличение вредоносных выбросов в атмосферный воздух, что создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население. Просит обязать ответчика к 01 января 2012 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского месторождений нефти, в соответствии с условиями лицензий на право пользования недрами и проектными документами на разработку данных месторождений нефти и запретить с 01 января 2012 года сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на данных месторождениях, свыше 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.
В последствии прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ООО «Белые ночи» обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского месторождений нефти, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и проектными документами на разработку данных месторождений и запретить сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого на данных месторождениях, свыше объема установленного лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку данных месторождений.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик ООО «Белые ночи» указало, что уровень утилизации газа на Западно-Варьеганском месторождении составил 90, 7 %, на Тагринском – 72, 7%. Невыполнение уровня утилизации попутного нефтяного газа в 2010 году явилось следствием ограничения по приему газа со стороны ООО «Лукойл-Западная Сибирь» в июне и декабре 2010 года. Для приведения в последующих годах уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95% ООО «Белые ночи» достигнуто соглашение о пролонгации ранее заключенного договора купли-продажи попутного нефтяного газа с целью утилизации всего объема добываемого газа на Западно-Варьеганском и Тагринском месторождениях. Согласно информации Департамента по недропользованию ХМАО-Югры и Департамента экологии ХМАО-Югры негативное воздействие на население округа и ближайшие населенные пункты выбросы от сжигания попутного нефтяного газа оказывать не могут. Поскольку факелы, расположенные на данных месторождениях являются источниками пожарной опасности, ООО «Белые ночи», осознавая всю степень ответственности, во избежание пожароопасных ситуаций осуществляет надлежащий контроль за пожарным состоянием на объектах обществах. В период с 2009 года и по настоящее время на лицензионных участках не зафиксировано ни одного пожара. Заявление природоохранного прокурора о воздействии продуктов сгорания попутного газа на нормальное функционирование человеческого организма, ограничено общими фразами и не подтверждено статистическими данными. По смыслу ряда статей Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду может быть допустимым, за что субъекты хозяйственной деятельности вносят соответствующую плату, а также недопустимым вредом, за который законодательством РФ предусмотрена ответственность. Требование прокурора о запрете сжигания на факелах попутного газа свыше 5% от объема добытого на лицензионных участках фактически означает приостановление деятельности Общества, поскольку попутный нефтяной газ является неотъемлемой частью извлекаемого углеводородного сырья (нефти). Между тем, действующее законодательство не предусматривает возможности приостановления деятельности предприятия за допустимое негативное воздействие на окружающую среду. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (том 2 л.д. 57-93, 94-131).
В судебном заседании помощник Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Жуков Р.А. поддержал уточненные требования по обстоятельствам, изложенным в иске. Кроме этого, помощник природоохранного прокурора пояснил в судебном заседании, что ООО «Белые ночи» продолжают нарушать в 2011 году требования проектной документации на разработку месторождений и условий лицензионных соглашений на право пользования недрами. Так, за 9 месяцев 2011 года ООО «Белые ночи» на Западно-Варьеганском и Тагринском нефтегазоконденсатных месторождениях нефти утилизировало лишь 41,6% и 36,9% попутного нефтяного газа. Поступающие в окружающую среду продукты сжигания попутного нефтяного газа загрязняют атмосферный воздух, влияют на парниковый эффект и в целом создают угрозу нормального функционирования человеческого организма.
Представитель ответчика ООО «Белые ночи» Исмагулов К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. При этом указал, что ООО «Белые ночи» принимает действенные меры по предотвращению сжигания попутного нефтяного газа. Увеличение объема сжигания газа вызвано уважительными причинами, поскольку ООО «<данные изъяты>» по технологическим причинам снизил объемы приема газа с Западно-Варьеганского и Тагринского месторождений. Доводы прокурора о негативном влиянии продуктов сжигания попутного нефтяного газа на окружающую среду и население округа основаны на предположениях, которые доказательствами по гражданскому делу, в силу ГПК РФ являться не могут. Полагает, что негативное воздействие на окружающую среду от сжигания ООО «Белые ночи» попутного нефтяного газа, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», является допустимым, поскольку субъект хозяйственной деятельности вносит соответствующую плату.
Третье лицо Управление Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном заявлении просит рассмотреть в его отсутствие (том 1 л.д. 73).
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (с изменениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст. 35 указанного Закона основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Судом установлено, что ООО «Белые ночи» является владельцем лицензий на право пользования недрами № и № на геологическое изучение недр, поиск и добычу нефти, газа и конденсата в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского лицензионных участков в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области и на основании данных лицензий осуществляет разработку Западно-Варьеганского и Тагринского нефтегазоконденсатных месторождений нефти (том 1 л.д. 55-56, том 2 л.д. 36-37).
Неотъемлемой частью предоставленных ответчику лицензий на право пользования недрами является Лицензионное соглашение о поиске, разведке и добыче нефти, газа и конденсата в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского лицензионных участков.
На основании ст.12 Закона РФ «О недрах», лицензия и ее неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии со статьями 22, 23, 23.2 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Согласно п. 3.4. Дополнения № 1 к лицензиям № и № на право пользования недрами с целью геологического изучения недр, поисков и добычи нефти, газа и конденсата в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского лицензионных участков (приложение 4 к вышеназванным лицензиям), являющихся неотъемлемой частью лицензий, владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом, объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95% (том 1 л.д.57-58, том 2 л.д. 38-39).
Из Протоколов заседания нефтяной секции от ДД.ММ.ГГГГ № и № «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Варьеганского нефтегазоконденсатного месторождения» и «Проект разработки Тагринского нефтегазоконденсатного месторождения», утвержденных Председателем ЦКР Роснедр по УВС ДД.ММ.ГГГГ следует, что процент использования растворенного газа по данным месторождениям должен составлять с 2010 года - 95% (том 1 л.д. 62, том 2 л.д. 44).
Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на Западно-Варьеганском месторождении составил - 90, 7%, за 1 полугодие 2011 года – 54, 6 %; на Тагринском месторождении за 12 месяцев 2010 года - 72, 7%, за 1 полугодие 2011 года - 49, 2% (том 1 л.д. 54).
Всего за 2010 год неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 14 млн.м3 был сожжен предприятием на факельных установках на Западно-Варьеганском месторождении и 77млн.м3 - на Тагринском месторождении (т.1 л.д.53-54).
В соответствии с положениями статей 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на земле.
Наличие вредных выбросов в атмосферный воздух при сжигании на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств, в силу ст. 61 ГПК РФ.
Согласно статье 15 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории, и всех граждан Российской Федерации.
Длящееся не исполнение ООО «Белые ночи» требований технической документации, регламентирующих разработку месторождений, а также обязательств лицензионных соглашений влечет нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования, права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Нижневартовского и Сургутского районов.
Статья 12 ГК РФ в числе способов защиты прев предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред и угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
При таких обстоятельствах, установление платы за выбросы в атмосферу вредных веществ не освобождает ответчика от исполнения вышеприведенных норм утилизации природного газа, в связи с этим доводы представителя ответчика признаются несостоятельными.
На основании изложенного, суд признает иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора законным и обоснованным и удовлетворяет его.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Белые ночи» обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского нефтегазоконденсатных месторождений нефти, в соответствии с лицензиями на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку Западно-Варьеганского и Тагринского нефтегазоконденсатных месторождений.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Белые ночи» сжигание на факелах попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Западно-Варьеганского и Тагринского нефтегазоконденсатных месторождений нефти, свыше объема установленного лицензиями на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку данных месторождений.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Председательствующий подпись Г.Л. Гриценко