РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2011 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: судьи Сусловой А.В., с участием истца Ткач Н.Н., представителя ответчика Романова В.А., при секретаре Кондратьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1301/2011 по исковому заявлению Ткач Надежды Николаевны к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении нарушенного права и признании права на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым»,
УСТАНОВИЛ:
Ткач Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении нарушенного права и признании права на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым».
В обоснование исковых требований истец указала, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», что подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ для предъявления в АНО «Ипотечное агентство Югры». На основании указанной справки ее семья была включена в число участников подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», после чего ДД.ММ.ГГГГ ими был заключен кредитный договор с ОАО Ханты-Мансийский банк, в соответствии с которым был получен кредит на строительство (приобретение) жилого помещения и заключено трехстороннее соглашение с ОАО Ханты-Мансийский банк и АНО «Ипотечное агентство Югры» о компенсации части процентной ставки по кредитному договору. ДД.ММ.ГГГГ между ее супругом ФИО3 и ЖНК «Молодежный жилищный комплекс Радужный» был заключен договор о приобретении жилого помещения посредством инвестирования в строительство, полученные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на счет жилищно-накопительного кооператива для строительства квартиры по адресу <адрес>. На основании справки ЖНК «Молодежный жилищный комплекс Радужный» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО3 на жилое помещение по указанному адресу. В декабре 2007 года в комитет по молодежной политике администрации г. Радужный ими были предоставлены необходимые документы для получения государственной поддержки в виде субсидии на имеющегося ребенка ФИО4 по подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», однако комитетом дополнительно были затребованы документы на жилые помещения, занимаемые ими ранее за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ее семье было отказано в предоставлении мер государственной поддержки в виде субсидии в рамках указанной подпрограммы, по тому основанию, что она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент приобретения жилого помещения по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг ФИО3 умер, на основании свидетельства о праве на наследство по закону право собственности на приобретенное жилое помещение зарегистрировано за их сыном ФИО4, в настоящее время она с сыном проживает в жилом помещении, приобретенном на средства кредита, несет расходы по оплате кредита и процентов за пользование им, а также расходы по содержанию жилого помещения. Считает отказ в предоставлении субсидии незаконным, так как документы о наличии жилого помещения за пределами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставленные на запрос комитета, не могли приниматься во внимание и являться основанием для отказа в постановке на учет для получения субсидии на имеющегося ребенка. Просит восстановить нарушенные права и признать за ее семьей право на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», обязать ОАО «Ипотечное агентство Югры» включить ее семью в число участников указанной подпрограммы по дате первоначального обращения с ДД.ММ.ГГГГ и предоставить государственную поддержку в виде субсидии в размере стоимости 12 квадратных метров общей площади приобретаемого жилого помещения на ФИО4 (л.д. 49-54).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» считает исковые требования не обоснованными, указывая, что до ДД.ММ.ГГГГ реализацию подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» осуществляли органы местного самоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по реализации подпрограммы переданы АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», с ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Ипотечное агентство Югры». Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 апреля 2009 года № 90-п органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать учетные дела участников подпрограммы, вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ, привлеченной для реализации подпрограммы организации, однако учетное дело истца ответчику передано не было. Истец была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование», на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленной справки органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ об участии истца в подпрограмме «Доступное жилье молодым», при этом факт нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим на тот момент законодательством не устанавливался. С момента подписания трехстороннего соглашения истцу предоставляется компенсация части процентной ставки по кредитному договору. Также указал, что истец оспаривает отказ администрации г. Радужный в предоставлении мер государственной поддержки в виде субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, и, поскольку иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ, считает, что истцом пропущен срок исковой давности (л.д. 57-59).
В возражении на исковое заявление представитель ответчика администрации г. Радужный с исковыми требованиями не согласился в полном объеме (л.д. 111).
В судебном заседании истец Ткач Н.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что о нарушении своих прав она узнала ДД.ММ.ГГГГ после получения уведомления комитета по молодежной политике администрации г. Радужный об отказе в предоставлении субсидии, ранее в суд она не обратилась, так как не была знакома с законодательством, и, кроме этого, в связи со смертью супруга вынуждена была заниматься оформлением различных документов. Считает отказ в предоставлении ей субсидии на имеющегося ребенка незаконным, поскольку до приобретения жилого помещения в г. Радужный иного жилья на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры у ее семьи не имелось. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Романов В.А., действующий на основании доверенности (л.д. 64), в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Радужный не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 106), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 111). С учетом требований ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Ткач Н.Н. обратилась в комитет по молодежной политике администрации г. Радужный с заявлением о включении ее семьи, включая супруга ФИО3 и сына ФИО4, в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 9, 125).
Предоставление мер государственной поддержки молодым семьям в данный период предусматривалось Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (действовавшим по ДД.ММ.ГГГГ), а также Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Постановлением главы муниципального образования городской округ г. Радужный № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы», исполнителем подпрограммы определен комитет по молодежной политике администрации г. Радужный (л.д. 113-118).
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между комитетом по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и АНО «Ипотечное агентство Югры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», последней переданы полномочия по реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (л.д. 145-151).
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между комитетом по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ОАО «Ипотечное агентство Югры», полномочия по реализации указанной подпрограммы переданы ОАО «Ипотечное агентство Югры» (л.д. 152-163).
Из справок комитета по молодежной политике администрации г. Радужный № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Ткач Н.Н. и ФИО3 были включены в число участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (л.д. 10), сведений о том, что семья истца была исключена из числа участников подпрограммы, материалы гражданского дела не содержат.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п», органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендовано обеспечить передачу в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетных дел участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», вставших на учет для получения субсидии до ДД.ММ.ГГГГ организации, привлеченной для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что учетное дело семьи истца в ОАО «Ипотечное агентство Югры» не передавалось.
Из материалов гражданского дела следует, что на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61) и справки комитета по молодежной политике № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62) семья истца была поставлена АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» (л.д. 63).
ДД.ММ.ГГГГ между ЖНК «Молодежный жилищный комплекс Радужный», ФИО3 и ОАО Ханты-Мансийский банк заключен договор №-ПЖ о приобретении жилого помещения посредством инвестирования в строительство (л.д. 31-37, 38-39), с использованием кредитных средств, предоставленных по кредитному договору №-А от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО Ханты-Мансийский банк, ФИО3 и Ткач Н.Н. (л.д. 18-24, 26).
В рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» ДД.ММ.ГГГГ между АНО «Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», ФИО3, Ткач Н.Н. и ОАО Ханты-Мансийский банк заключено трехсторонне соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору №-А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-30).
На основании справки ЖНК «Молодежный жилищный комплекс Радужный» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО3 на квартиру, расположенную по адресу <адрес> ажР(л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ в комитет по молодежной политике администрации г. Радужный ФИО3 подано заявление о постановке его и его семьи, включая истца Ткач Н.Н. и сына ФИО4, в реестр на получение субсидии на имеющегося ребенка (л.д. 73).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 комитетом по молодежной политике администрации г. Радужный направлено уведомление об отказе в предоставлении мер государственной поддержки в виде субсидии, по тем основаниям, что на момент приобретения жилого помещения по адресу <адрес>, ему на праве собственности принадлежала квартира по адресу <адрес>, общей площадью 66,3 кв.м., и, таким образом, его семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 12).
Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42). На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, 9 микрорайон, <адрес>, зарегистрировано за несовершеннолетним сыном истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16, 41). Также судом установлено, что истец и несовершеннолетний ФИО4 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, ст. Новомышастовская, <адрес> (л.д. 143, 144).
Как установлено в судебном заседании из пояснений истца, фактически ею оспаривается решение комитета по молодежной политике администрации г. Радужный об отказе в предоставлении мер государственной поддержки в виде субсидии в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы».
Обсуждая заявленное представителем ответчика ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Пунктом 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В данном случае между сторонами возник спор о праве истца на участие в подпрограмме для получения мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения, каких-либо исключений для обращения в суд с указанными требованиями Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит, следовательно, к заявленным истцом требованиям подлежит применению общий срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В судебном заседании из пояснений истца установлено, что о нарушении ее прав ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения уведомления комитета по молодежной политике администрации г. Радужный об отказе в предоставлении субсидии, в суд за восстановлением нарушенного права истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-8), то есть по истечении трехлетнего срока.
Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению с иском в суд, истцом суду не представлены.
Необходимость оформления документов в связи со смертью супруга в 2010 году и отсутствие специальных знаний в области юриспруденции, названные истцом в качестве причин пропуска срока обращения в суд, по мнению суда, не могут быть признаны уважительными, поскольку истец не была лишена возможности своевременно обратиться за получением квалифицированной юридической помощи и в суд для защиты нарушенных прав, ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось.
Поскольку представителем ответчика заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, то в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является основанием для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ткач Надежды Николаевны к администрации муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Радужный, открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении нарушенного права и признании права на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы» – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 12 декабря 2011 года, путем подачи кассационной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья /подпись/ А.В. Суслова