Дело № 5-110/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 октября 2011 года город Радужный
Судья Радужнинского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югра Кан В.К.,
с участием представителя ООО «Компания СолтэК» Чурина А.И., действующего на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии 67 04 № 107100, выданного 20.09.203 года ОВД г. Радужного ХМАО Тюменской области,
представителей Ростехнадзора – Маркова В.И., представившего удостоверение ТО-16 № 0076 и Каратаева О.П., действующего на основании удостоверения ТО-16 № 0080,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания СолтэК»,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «Компания СолтэК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с грубым нарушением ООО «Компания СолтэК» требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель Ростехнадзора Марков В.И. и Каратаев О.П. в судебном заседании поддержали доводы выявленного правонарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительно показали, что доводы представителя ООО «Компания СолтэК» Чурина А.И. о невиновности в совершении административного правонарушения, необоснованны. У представителя данного общества имелось достаточно времени для предоставления всего пакета документов, что не было сделано вовремя. Кроме того, представленный Чуриным А.И. приказ «Об организации технического надзора за безопасной эксплуатацией крана в 2011 году» составлен ненадлежащим образом, в нем отсутствует фамилия, имя и отчество должностного лица, которое ответственно за безопасную эксплуатацию крана (п. 1, 2, 5, 6). Также считают доводы о расторжении договора аренды крана необоснованными, так как на октябрь 2011 года представителем ООО «Компания СолтэК» никаких документов в адрес Ростехнадзора предоставлено не было.
Представитель ООО «Компания СолтэК» Чурин А.И. не согласился с протоколом об административном правонарушении. В качестве обоснования своих доводов указал, что общество не может нести ответственность за имущество (кран), которое принадлежит ООО «<данные изъяты>». Имеющийся в деле договор аренды транспортного средства был аннулирован в конце июня 2011 года, так как было составлено соглашение о приостановлении данного договора и составлен договор транспортной услуги. Однако данный документы он не может представить, так как они находятся у него в г. Нижневартовске. Из всех пунктов, указанных в протоколе об административном правонарушении он признает только п. 9, 11, однако по ним имеются соответствующие приказы, которые он представил в Ростехнадзор.
Выслушав законного представителя юридического лица, представителей Ростехнадзора, изучив протокол об административном правонарушении и иные материалы дела, а также представленные законным представителем материалы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В качестве доказательств суду представлены следующие документы: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; протокол о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-А; предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-П; свидетельство о государственной регистрации юридического лица и постановке на учет в налоговый орган; Устав ООО Компания СолтэК»; договор аренды транспортного средства (крана); акт о приеме-передаче объекта основных средств; паспорт стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251 (л.д. 4-8; 9-11; 17-19; 20-22; 23-26; 27, 28; 29-48; 71-72; 73; 74-77).
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Федерального закона).
В соответствии с требованиями промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона).
ООО «Компания СолтэК» имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица № и поставлено на учет в налоговый орган ИНН № (л.д. 27, 28).
ООО «Компания СолтэК», осуществляя свою деятельность на основании Устава (л.д. 29-47) ведет строительство жилого дома и эксплуатирует грузоподъемные краны. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 26.07.1997 года № 116 - ФЗ, п. 1 ст. 2, объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, относятся к опасным производственным объектам. Положения указанного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Следовательно, деятельность ООО «Компания СолтэК» по эксплуатации грузоподъемного крана в соответствии с приведенными положениями Федерального Закона от 26.07.1997 года № 116-ФЗ является квалифицирующим признаком для отнесения к опасным производственным объектам.
Из протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Компания СолтэК» следует, что ДД.ММ.ГГГГ Нижневартовским комплексным отделом Северо-Уральского управления Ростехнадзора осуществлена внеплановая документарная проверка ООО «Компания СолтэК» по факту нарушения юридическим лицом требований Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 25 июля 1997 года № 116-ФЗ, по результатам которой выявлено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как указано в протоколе, юридическим лицом ООО «Компания СолтэК», в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 26.07.1997 года № 116-ФЗ не соблюдаются требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, о чем свидетельствуют выявленные при проверке нарушения требований промышленной безопасности, указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ №-А, а именно:
1. Не зарегистрирован в государственном реестре опасный производственный объект, на котором используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, чем нарушен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 - ФЗ от 26.07.1997г.;
2. Не застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (нарушение п. 1 ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.);
3. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Не разработано Положение о производственном контроле (нарушен п. 1 ст. 11 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.);
4. Не аттестованы в области промышленной безопасности руководитель и специалисты (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.; п. 4, 5, 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору РД-03-19-2007 (утв. приказом Ростехнадзора от 29 января 2007г. № 37, зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2007г. N 9133);
5. Не перерегистрирован кран ДЭК-251 per. № 11677 в связи с передачей другому владельцу (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116 - ФЗ от 26.07.1997 г.; п. 9.1.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
6. Не получено разрешение от органов Ростехнадзора на пуск крана ДЭК-251 в работу (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.2.2.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
7. Не проведено техническое освидетельствование крана ДЭК-251 (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.3.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
8. Не проводится техническое обслуживание крана ДЭК-251 (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
9. Не назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.2.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
10. Не назначены слесари, наладчики приборов безопасности и электромонтеры для обслуживания крана (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116 - ФЗ от 26.07.1997г.; п. 9.4.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
11. Не назначены стропальщики для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана (нет приказа о назначении) (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ №116- ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.11 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
12. Не разработаны производственные инструкции для слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.4.2.г Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
13. Не проведена проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией предприятия (нет протоколов проверки знаний) (нарушен п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 26.07.1997г., п. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98);
14. Нет проекта производства строительно-монтажных работ кранами (ППРк) с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности (нарушен п. 1, ст. 9, п. 1 ст. 13 ФЗ №116- ФЗ от 26.07.1997г.); п. 9.5.18.д, п. 9.5.13.а Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзор РФ от 31.12.1999г. № 98); п. 3.2.1 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения РД 10-528- 03;
Данные нарушения, то есть факт и сущность нарушения ООО «Компания СолтэК» требований промышленной безопасности опасного производственного объекта – стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: <адрес>0 (строительный) отражены также в акте проверки и предписании от ДД.ММ.ГГГГ №-П (л.д. 20-22, 23-26).
Все перечисленные выше Правила, как следует из их содержания, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно данного федерального закона организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечивают выполнение требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Для безопасной эксплуатации опасных производственных объектов обязательно выполнение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).
В соответствии со ст. 14 настоящего закона опасные производственные объекты обязаны разрабатывать декларацию промышленной безопасности (Правила предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526). Разработка декларации предполагает всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз; анализ достаточности принимаемых мер по их предупреждению, а также к локализации и ликвидации последствий аварий и разработке мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.
Согласно вышеуказанному положению, при разработке декларации промышленной безопасности эксплуатирующая организация должна заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде на случаи аварии на опасном производственном объекте (письмо Минфина Российской Федерации и Госгортехнадзора Российской Федерации от 23 апреля 1998 г. N 03-35/288 "О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта").
Оценка имеющихся в деле доказательств по правилам ст. 26.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и установленных по делу фактических обстоятельств позволяют прийти к выводу, что ООО «Компания СолтэК» нарушены требования промышленной безопасности опасного производственного объекта (стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251), в связи с чем, его деяние квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Доводы представителя ООО «Компания СолтэК», что услуги крана им предоставляет предприятие «Варьеганнефтесервис» у которой имеются необходимые документы, суд считает необоснованными. Так, судом исследовался договор аренды транспортного средства (крана) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором конкретно указан срок действия данного договора – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-72). Каких-либо иных документов, представитель ООО «Компания СолтэК» на которые ссылался в судебном заседании, суду не предоставил. Суд относится критически к доводам представителя ООО «Компания СолтэК» Чурина А.И., что у него имеются соответствующие документы, подтверждающие, что он не несет ответственности за безопасность крана. Суд учитывает также то обстоятельство, что у Чурина А.И. имелась реальная возможность предоставить как в Ростехнадзор, так и в судебное заседание надлежаще заверенные копии документов, на которые он ссылается, что не сделал. Имеющиеся в деле приказы: 1) «О допуске к работе машиниста крана в 2001 году» и 2) приказ «Об организации технического надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемного крана в 2011 году» не соответствуют общим требованиям, так как не имеют ни номера приказа, ни даты его составления (л.д. 78, 79). Тем самым, подтверждается факт выявленного нарушения.
При назначении административного наказания ООО «Компания СолтэК» суд учитывает, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено.
Суд полагает, что юридическому лицу должно быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, поскольку ООО «Компания СолтэК» грубо игнорирует требования промышленной безопасности опасного производственного объекта, кроме того, выявленные в ходе административного расследования нарушения угрожают жизни и здоровью людей, могут повлечь за собой тяжкие последствия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
п о с т а н о в и л :
Признать общество с ограниченной ответственностью «Компания СолтэК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: <адрес>, сроком 30 (тридцать) суток.
Срок административного приостановления деятельности стрелового самоходного гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, установленного на строящемся объекте (жилом доме) по адресу: <адрес> (строительный) исчислять с 10 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ с зачетом временного запрета деятельности объекта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о приостановлении деятельности подлежит исполнению службой судебных приставов-исполнителей по г. Радужный с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в Суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Радужнинский городской суд
Судья (подпись) В. К. Кан