Дело № 5-16/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 марта 2011 года город Радужный
Судья Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Гималова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Варьеганнефть»,
установил:
24 февраля 2011 должностным лицом межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ОАО «Варьеганнефть» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, в связи с грубым нарушением ОАО «Варьеганнефть» условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов- площадки нефтеперерабатывающей установки.
В судебном заседании представители межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производственными объектами Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 и ФИО2 пояснили, что в период с 09 по 24 февраля 2011 г. в ОАО «Варьеганнефть» проводилась внеплановая проверка по выполнению предписания Федеральной службы от 03 августа 2010 года, и в ходе указанной проверки были также выявлены иные нарушения, допущенные юридическим лицом в ходе выполнения мероприятий по предписанию. Вместе с тем признали, что нарушения, указанные в пунктах 1-8, 10 в протоколе об административном правонарушении, не являются нарушениями, и не относятся к грубым.
Законный представитель ОАО «Варьеганнефть» ФИО4, действующий на основании доверенности, не согласился с внеплановой проверкой, которая, по его мнению, была проведена в нарушение Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и.. » от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ, так как выявление нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, не соответствовали целям и задачам проверки, а также не признал как грубое нарушение условий лицензий, и просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.
Выслушав законного представителя юридического лица, представителей Ростехнадзора, свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении и представленные законным представителем, суд нашел установленной вину ОАО «Варьеганнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.
Так, ОАО «Варьеганнефть» вменяется в вину грубое нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, о чем указано в протоколе по делу об административном правонарушении от 24 февраля 2011 г., и их вина в этом подтверждается следующими нарушениями, выявленными в ходе проверки: 1) на нагнетательных линиях насосов Н-7, Н-7а установлены обратные клапана без разработки проектной документации, учитывающей требования и предусматривающей мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами, что является нарушением части 2 ст.8 и ч.1 ст.9 ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»№116; 2) переустройство технологических трубопроводов Н-3, Н-10 без разработки проектной документации, учитывающей требования и предусматривающей мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами, что является нарушением ч.2 ст.8 и ч.1 ст.9 ФЗ РФ №; 3) не уточнена декларация промышленной безопасности, не указан декларируемый опасный производственный объект «Площадка нефтеперерабатывающей установки НПК-100», не уточнена схема оповещения при аварии в ОАО «Варьеганнефть» в связи с изменением списка лиц, которые должны быть оповещены при аварии, в схеме оповещения не указан телефон территориального органа Ростехнадзора, что является нарушением ч.1 ст.14 ФЗ РФ №; 4) не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте: не проведена экспертиза промышленной безопасности Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) с целью независимой оценки соблюдения ОАО «ВН» требований законодательства и нормативной документации в области промышленной безопасности при составлении ПЛАС, а также полноты и достоверности изложенных в нем сведений, что является нарушением ч.1 ст.9, ст.10 ФЗ РФ №; 5) при проведении идентификации опасного производственного объекта «Площадка нефтеперерабатывающей установки НПУ-100» неверно определен тип объекта, что является нарушением ст.2 ФЗ РФ №; 6) не внесены изменения в схемы технологических трубопроводов Н-3, Н-10 после их переустройства, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №; 8) размещение на территории предприятия емкости объемом 200 куб.метров не предусмотрено объемно-планировочными решениями, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ РФ №; 9) резервуары с нефтепродуктами не оборудованы пробоотборниками, расположенными внизу, отбор проб осуществляется через люк на крыше, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ РФ №; 10) крышка люка- лаза сосуда, работающего под давлением, колонны К-1 не снабжена подъемно-поворотным или другим устройством для их открывания и закрывания, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ РФ №.
В соответствии с ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно примечания к названной статье КоАП РФ, понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Правительством РФ 12 августа 2008 г. утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в пункте 6 которого дано понятие грубого нарушения, под которым понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» и «ж» пункта 5 настоящего Положения, то есть: а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Статья 9 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) содержит перечень обязанностей, которые должны исполнять организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности (абзац второй).
В ходе проверки опасного объекта ОАО «Варьеганнефть» - Площадка нефтеперерабатывающей установки НПУ-100, выявлено нарушение, а именно: резервуары с нефтепродуктами не оборудованы пробоотборниками, расположенными внизу, отбор проб осуществляется через люк на крыше (пункт 9 нарушений в протоколе об административном правонарушении).
Согласно п. 2.6.24 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20 мая 2003 г. №33, резервуары с нефтью и нефтепродуктами должны быть оборудованы пробоотборниками, расположенными внизу. Ручной отбор проб через люк на крыше не допускается.
Данные Правила устанавливают требования, соблюдение которых направлено на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, несчастных случаев на опасных производственных объектах нефтебаз и складов нефтепродуктов, и распространяются на действующие, реконструируемые, проектируемые, строящиеся и законсервированные нефтебазы и склады нефтепродуктов.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник Управления промышленной безопасности ОАО «Варьеганнефть» ФИО3 подтвердил в судебном заседании, что при работе площадки нефтеперерабатывающей установки данные Правила также применяются и соблюдаются, и пояснил, что данное нарушение не является существенным, и не относится грубым.
Учитывая, что упомянутые Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г., то суд пришел к выводу, что они относятся к нормативным техническим документам в области промышленной безопасности, и организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны их соблюдать, как на то указывает абзац второй части 1 ст.9 Федерального закона РФ.
Согласно подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 12 августа 2008 г. №599, лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов является соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 названного Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий, что, по мнению суда, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.
Что касается остальных пунктов нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении от 24 февраля 2011 г., обозначенных под номерами 1-8, 10, то суд пришел к выводу, что данные нарушения таковыми не являются, а также должностным лицом надзирающего органа не доказана вина ОАО «Варьеганнефть» в этих нарушениях.
Согласно пунктов 3.2, 3.3 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 18 октября 2002 г. №61-А, разработка проектной документации необходима при строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, тогда как судом установлено из пояснений законного представителя юридического лица, свидетеля, представителей Ростехнадзора, что на площадке нефтеперерабатывающей установки НПУ-100 такие мероприятия не проводились, а данная установка действует с 1994 года. Кроме этого, переустройство технологических трубопроводов на данном опасном объекте не проводилось, что также не отрицали участники судебного разбирательства, а трубы были лишь перенесены для удобства прохода по площадке, при этом не были затронуты или изменены технические параметры трубопровода, а также не изменился технологический процесс, и, соответственно, данная работа не требует внесения изменений в схему технологических трубопроводов.
Кроме этого, законным представителем ОАО «Варьеганнефть» представлена декларация промышленной безопасности опасного производственного объект, в числе которых указана и площадка нефтеперерабатывающей установки НПУ-100, утвержденная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и, соответственно, данная декларация не требует каких-либо уточнений.
Кроме этого, согласно п. 4 Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требования к оформлению заключения данной экспертизы, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2006 г. №1005, экспертизе промышленной безопасности подлежат все вновь разрабатываемые ПЛАС; переработанные ПЛАС в случае, если внесенные (вносимые) в них изменения связаны с изменением параметров технологических процессов, установкой (заменой) нового оборудования, реконструкцией и модернизацией производств, а также в других случаях, когда вносимые изменения влияют на показатели риска опасных производственных объектов. Из пояснений участников судебного разбирательства установлено, что ПЛАС в ОАО «Варьеганнефть» имеется, является действующим, и обстоятельства, указанные в пункте 4, не имели место быть на площадке нефтеперерабатывающей установки НПУ-100, и, соответственно, пункт 4 нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении таковым не является.
Кроме этого, суд не может согласиться как с нарушениями с пунктами 5,6 протокола об административном правонарушении от 24 февраля 2011 г., поскольку площадка нефтеперерабатывающей установки НПУ-100 зарегистрирована в госреестре как опасный производственный объект, деятельность данного объекта застрахована на сумму 1 000 000 руб., что соответствует статье 15 Федерального закона о промышленной безопасности, и должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не представлено доказательств, что именно ОАО «Варьеганнефть обязано определять тип объекта, и что опасный объект относится к иному типу опасных объектов, и страховая сумма должна быть более чем 1 000 000 рублей.
Кроме этого, согласно п.6.1 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 29 мая 2003 г. №44, территория предприятия и размещение на ней зданий и сооружений должны соответствовать требованиям нормативных документов по промышленной безопасности, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности.
Представителем ОАО «Варьеганнефть» представлена декларация промышленной безопасности, утвержденная надзирающим органом в 2010 году, которая подтверждает соответствие площадки нефтеперерабатывающей установки НПК-100 названным требованиям.
Кроме этого, суд не может признать как грубое нарушение условия лицензии пункт 10 протокола об административном правонарушении, поскольку должностным лицом по надзору не представлены доказательства нарушения юридическим лицом пункта 2.2.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 11 июня 2003 г. №91, из которого следует, что крышки массой более 20 кг должны быть снабжены подъемно-поворотными или другими устройствами дл их открывания и закрывания.
При проведении внеплановой проверки крышка люка-лаза сосуда, работающего под давлением, не взвешивалась, что подтвердил ФИО2 в судебном заседании, принимавший участие в проведении внеплановой проверки. В материалах административного дела также отсутствуют доказательства, что упомянутая крышка люка взвешивалась для проверки соответствия ее требованию нормативного технического документа.
Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ОАО «Варьеганнефть» подлежат квалификации по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ как грубое нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности производственных объектов.
Суд не может согласиться с позицией представителя юридического лица в той части, что выявленные нарушения не имеют отношения к целям и задачам, обозначенным в распоряжении о внеплановой проверке, поскольку такая позиция не освобождает юридическое лицо от ответственности, и, кроме этого, согласно ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 г. № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора)с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
На день рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО «Варьеганнефть» законным представителем не представлено доказательств обращения в суд и признания проведения надзирающим органом внеплановой проверки с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к проведению проверки.
При назначении наказания юридическому лицу суд учитывает отсутствие смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.9.1 КоАП РФ, в виде административного приостановления деятельности опасного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Открытое акционерное общество «Варьеганнефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности Площадки нефтеперерабатывающей установки НПУ-100, регистрационный номер А58-40066-026, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Варьеганское месторождение, сроком на шесть суток.
Срок административного наказания исчислять со дня фактического временного запрета деятельности Площадки нефтеперерабатывающей установки НПУ-100, то есть с 10 часов 00 минут 25 февраля 2011 года.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья-