Суд признал нормативный правовой акт местного самоуправления противоречащим закону



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2010 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.

представителя Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Томашовой В.В.

при секретаре Аверковой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора Рамонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения противоречащими закону и недействующими с момента принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рамонского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании абзацев 3, 7 пункта 3.2 Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 года, противоречащими закону и недействующими с момента принятия, мотивируя следующим:

Прокуратурой района в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 года утверждены Правила благоустройства территории Горожанского сельского поселения. Вышеуказанные Правила представительного органа содержат коррупционный фактор, противоречащий требованиям законодательства в части осуществления благоустройства территорий только на основании согласованных с уполномоченными органами проектов, а также в части проведения всех видов земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и асфальтового покрытия. В частности, согласно абзацу 3 пункта 3.2 Правил юридические, должностные лица и граждане обязаны осуществлять благоустройство территорий только на основании согласованных с уполномоченными органами проектов, которые предусматривают весь комплекс работ и планов комплексного благоустройства. В то же время, Правилами не определены такие уполномоченные органы, не установлена процедура согласования, не закреплены основания для принятия решения о согласовании проектов благоустройства либо об отказе в согласовании. Помимо этого, в соответствии с абзацем 7 пункта 3.2 Правил юридические, должностные лица и граждане обязаны проводить все виды земляных работ, связанные с нарушением почвенного покрова и асфальтового покрытия, только после получения специального разрешения на производство земляных работ с последующим восстановлением почвенного покрова или покрытия за свой счет. Данная норма содержит два коррупционных фактора. Во-первых, указанной нормой закреплены широкие дискреционные полномочия, поскольку соответствующим правовым актом не закреплены сроки, условия или основания принятия решения о выдаче разрешения на производство земляных работ или об отказе в его выдаче. Во-вторых, проверяемым нормативным правовым актом не утверждены соответствующие административные процедуры, поскольку не установлен порядок совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий - выдачи разрешения на производство земляных работ. Указанные коррупциогенные факторы в силу подпунктов «а», «ж» пункта 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения для правоприменителя или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2009 по делу № А 39-3070/2009 соответствующий пункт Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе, утвержденных решением городского Совета депутатов в части установления обязанности для заказчиков (генподрядчиков) получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых ГК РФ предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство, признан недействующим. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является законность. Таким образом, абзацы 3, 7 пункта 3.2 Правил противоречат требованиям действующего законодательства и содержат коррупциогенные факторы, выраженные в широте дискреционных полномочий и отсутствии административных процедур. В дальнейшем это может привести к установлению необоснованно широких пределов усмотрения для правоприменителя и необоснованному применению исключений из общих правил. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор обращается с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц - юридических, должностных лиц и граждан, круг которых индивидуально не определен и постоянно изменяется. Кроме того, согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в пределах своей компетенции. Согласно части 2 статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор обращается в суд с требованием об изменении нормативного правового акта. Прокурор Рамонского района просил признать абзацы 3, 7 пункта 3.2 Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 противоречащими закону и недействующими с момента принятия.

В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Колесова М.Г. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Томашова В.В. заявленные требования прокурора Рамонского района признала.

Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает его.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании части 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно частям 1, 2 статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор обращается в суд с требованием об изменении нормативного правового акта.

Прокуратурой Рамонского района на основании статьи 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и статьей 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что некоторые положения Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 года, содержат коррупционный фактор, противоречащий требованиям законодательства.

В частности, согласно абзацу 3 пункта 3.2 Правил юридические, должностные лица и граждане обязаны осуществлять благоустройство территорий только на основании согласованных с уполномоченными органами проектов, которые предусматривают весь комплекс работ и планов комплексного благоустройства. В то же время, Правилами не определены такие уполномоченные органы, не установлена процедура согласования, не закреплены основания для принятия решения о согласовании проектов благоустройства либо об отказе в согласовании.

В соответствии с абзацем 7 пункта 3.2 Правил юридические, должностные лица и граждане обязаны проводить все виды земляных работ, связанные с нарушением почвенного покрова и асфальтового покрытия, только после получения специального разрешения на производство земляных работ с последующим восстановлением почвенного покрова или покрытия за свой счет. В данной норме закреплены широкие дискреционные полномочия, поскольку соответствующим правовым актом не закреплены сроки, условия или основания принятия решения о выдаче разрешения на производство земляных работ или об отказе в его выдаче. Для реализации данной нормы нормативным правовым актом не утверждены соответствующие административные процедуры, поскольку не установлен порядок совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий - выдачи разрешения на производство земляных работ.

Таким образом, абзацы 3, 7 пункта 3.2 Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 года, противоречат требованиям действующего законодательства и содержат коррупциогенные факторы, выраженные в широте дискреционных полномочий и отсутствии административных процедур. В дальнейшем это может привести к установлению необоснованно широких пределов усмотрения для правоприменителя и необоснованному применению исключений из общих правил.

Руководствуясь ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать абзацы 3 и 7 пункта 3.2 Правил благоустройства территории Горожанского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского района № 9 от 27.05.2010 года противоречащими закону и недействующими с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин