РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 года пос. Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Петриной Г.П.
при секретаре Даниловой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Рамонского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Поповой Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Попов В.А., к ГУ-УПФ РФ по Рамонскому району о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд
У С Т А Н О В И Л :
Попова Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдаче указанного сертификата, мотивируя тем, что она состоит в зарегистрированном браке с Поповым В.А. с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она родила двух детей. Первый ребенок родился мертвым, о чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением ЗАГС Воронежской области - отделом ЗАГС г. Воронежа по регистрации смерти была выдана справка о рождении за № (формы №). Второй ребенок- Попов В.А. родился здоровым. Отделом ЗАГС Рамонского района ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о рождении Попова В.А. серии I-СИ № (запись акта о рождении за №). Как указывает истица, она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области с заявлением о выдаче Государственного сертификата на материнский капитал в соответствии с ФЗ от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан ГУ УПФ РФ по Рамонскому району от ДД.ММ.ГГГГ за № ей отказано в выдаче Государственного сертификата на основании того, что в подтверждении рождения мертвого ребенка было предоставлено не свидетельство о рождении, а справка о рождении формы № за № от ДД.ММ.ГГГГ. Истица считает, что выводы комиссии являются неверными, а само решение об отказе в выдаче Государственного сертификата на материнский капитал незаконным. Истица указывает, что основной мотивацией отказа Управления Пенсионного Фонда в выдаче ей указанного сертификата, явилось отсутствие у неё свидетельства о рождении первого ребенка. Однако, данный вывод не основан на законе, поскольку на основании составленных записей о рождении и смерти ребенка выдается только свидетельство о смерти ребенка, и закон не разграничивает родился ребенок мертвым или живым, а сам факт рождения двоих детей, по её мнению, дает право на получение государственного сертификата на материнский капитал. Истица просит признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области выдать ей государственный сертификат на материнский капитал, как женщине, родившей второго ребенка после ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Попова Е.Н. исковые требования поддержала, по изложенным в заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить в полном объеме, признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области выдать ей государственный сертификат на материнский капитал, как женщине, родившей второго ребенка после ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Рамонскому району по доверенности Князева С.Ю. заявленные исковые требования не признала, пояснив, что решением ГУ УПФ РФ по Рамонскому району от ДД.ММ.ГГГГ № истице Поповой Е.Н. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что ею была представлена справка о рождении ребенка мертвым № (формы №), выданная ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> по регистрации смерти, тогда как, согласно действующего законодательства в качестве одного из основных правоустанавливающих документов, необходимых для предоставления заявителю дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении. В соответствии с п.5 Правил подачи заявления на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года, заявитель вместе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал предоставляет в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей. наименование документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), указано в подпункте 8 пункта 2 ст. 4 Федерального Закона № 256-ФЗ и разделе 14 заявления о выдаче сертификата МСК (являющегося приложением к вышеуказанным Правилам). При определении права Поповой Е.Н. на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наряду с другими документами территориальным органом Пенсионного фонда принимаются только свидетельства о рождении детей (либо их дубликаты). Другие документы, удостоверяющие факт рождения ребенка для определения права на материнский (семейный) капитал не рассматриваются. В связи с тем, что при обращении за выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал истица представила справку о рождении (форма № 26) на первого ребенка, а не свидетельство о рождении, ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, пришел к следующему.
Согласно ст. 3 ФЗ от 29.12.2006 года № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе материнский (семейный) капитал возникает, в том числе у женщин, родившего второго ребенка начиная с 01.01.2007 года.
В соответствии с п. 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 873 (далее - Правил), сертификат является именным документом, документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Пункт 3 Правил предусматривает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, имеет женщина, родившая второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.
Согласно п.4 Правил лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме, согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в п.5 настоящих Правил.
Пункт 5 Правил устанавливает, что одними из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица Попова Е.Н. родила двух детей. Первый ребенок родился мертвым, о чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением ЗАГС Воронежской области - отделом ЗАГС <адрес> по регистрации смерти была выдана справка о рождении за № (формы №). Второй ребенок- Попов В.А. родился здоровым. Отделом ЗАГС Рамонского района ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о рождении Попова В.А. серии I-СИ № (запись акта о рождении за №).
20 мая 2010 года Попова Е.Н. обратилась в ГУ УПФ по Рамонскому району Воронежской области с заявление о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов, ГУ УПФ по Рамонскому району Воронежской области вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче Поповой Е.Н. сертификата по тем основаниям, что к заявлению не приложено свидетельство о рождении первого ребенка.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния.
Согласно ч. 2 ст. 6 и ч.2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года, государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой уже выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
При этом, государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа, установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением.
Таким образом, документом, подтверждающим рождение у Поповой Е.Н. ребенка, является справка о рождении ребенка, родившегося мертвым по форме № 26, выданная органами записи актов гражданского состояния № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная справка в установленном законом порядке наделяет Попову Е.Н. как мать ребенка, родившегося мертвым, соответствующими правами и обязанностями.
В соответствии с п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал установлен ограниченный перечень оснований отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Доказательства наличия таких оснований суду не представлено, не добыты они и в ходе судебного разбирательства.
В обоснование отказа в выдаче государственного сертификата Поповой Е.Н. пенсионным органом указано отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка.
В обоснование отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал представитель ответчика указывает, что вместо свидетельства о рождении на первого ребенка Поповой Е.Н. предоставлена справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ по форме № 26.
Между тем, в соответствии со ст. 47 ГК РФ, а также ст.ст. 3,6,8 и главой 2 ФЗ «Об актах гражданского состояния» подтверждением государственной регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым является не свидетельство о рождении, а справка о рождении по форме № 26.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей от 29.12.2006 года и пунктом 14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложение к Правилам от 30.12.2006 года, в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении.
Однако, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями, закрепленными в ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же ст.ст. 3,6,8 и главе второй Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года, свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребенка.
Из содержания данных законов следует, что юридически значимым при решении вопроса о выдаче Поповой Е.Н. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения ею двух детей, который бесспорно установлен на основании документов, выданных государственными органами ЗАГС.
Таким образом, отказ пенсионного органа Поповой Е.Н. не основан на законе и нарушает права женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
При этом суд учитывает, что ограничение права на получение государственного сертификата в зависимости от продолжительности жизни ребенка и наличия свидетельства о рождении - законом не предусмотрено. Тогда как ст. 55 Конституции РФ предписывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в общественно значимых целях.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при предъявлении справки о рождении ребенка по форме № 26 допускается и Попова Е.Н. имеет право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Поскольку Поповой Е.Н. полностью соблюден установленный порядок регистрации актов гражданского состояния о рождении ею детей, её права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал не могут быть ограничены отсутствием свидетельства о рождении ребенка, родившегося мертвым.
Доводы представителя ГУ УПФ РФ по Рамонскому району Князевой С.Ю. о том, что право на получение государственного сертификата является дополнительной гарантией семьям, имеющим двоих детей (в том числе, на момент обращения в пенсионный фонд), суд не может принять во внимание, поскольку отказ в выдаче Поповой Е.Н. сертификата произведен по иным (формальным) основаниям.
Следовательно, требование о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать сертификат, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче Поповой Е.Н. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области выдать Поповой Е.Н. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка - Попов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течении десяти дней после его вынесения.
Судья Г.П. Петрина