Суд признал отказ ГУ УПФ незаконным, признал право истицы на пенсию



Дело № 2-1023/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием истца Кудиновой Р.Г.

представителя ответчика - ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» Князевой С.Ю.

при секретаре Аверковой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудиновой Р.Г. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Кудинова Р.Г. обратилась с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, мотивируя следующим:

С 27.10.2003 года по 20.11.2003 года ее сын Кудинов И.И. находился на военных сборах военнослужащих запаса в воинской части № 31895 в г. Воронеже. 20.11.2003 года в 20.00 часов при возвращении с указанных сборов его сбил автомобиль, в результате чего он умер. Кудинова Р.Г. обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» с заявлением о назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца. 28.06.2010 года состоялось заседание комиссии по данному заявлению, которая приняла решение отказать Кудиновой Р.Г. в назначении пенсии. Свой отказ комиссия мотивировала тем, что 20.11.2003 года ее сын умер при следовании к месту постановки на воинский учет, что, по мнению комиссии, не относится к исполнению военной службы. Данный отказ является незаконным, так как согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Кудинова Р.Г. признана членом семьи погибшего военнослужащего, что подтверждается удостоверением № 0247, выданным 25.05.2010 года Департаментом труда и социального развития Воронежской области. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы при следовании к месту военной службы и обратно. Согласно справкам № 393 от 11.08.2006 года и № 414 от 24.08.2006 года, выданным командиром воинской части № 31895, Кудинов И.И. проходил военные сборы с 27.10.2003 года по 20.11.2003 года включительно. Это значит, что и в последний день военных сборов он исполнял обязанности военной службы. Кроме того, в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» четко указаны случаи, когда военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы: самовольное нахождение вне расположения воинской части, добровольное приведение себя в состояние опьянения, совершение деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Случай, произошедший с Кудиновым И.И., к ним не относится. Кудинова Р.Г. просила признать отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» в назначении пенсии незаконным и возложить обязанность на ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» назначить пенсию по случаю потери кормильца.

В судебном заседании истица Кудинова Р.Г. поддержала исковые требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» Князева С.Ю. исковые требования Кудиновой Р.Г. не признала, представила письменные возражения, в которых указала следующее:

Кудинова Р.Г. является членом семьи погибшего военнослужащего, имеет права и льготы, предусмотренные Законом Воронежской области «О правовой и социальной защите членов семей погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время» № 45-З от 08.02.1996 года. В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Согласно имеющимся в наличии копиям документов (извещение о смерти, выписки из приказов командира войсковой части 31895, справка ВК Воронежской области от 07.06.2010 года № 147, удостоверение члена семьи погибшего военнослужащего от 25.05.2010 года и другие), сын заявительницы рядовой Кудинов И.И., 10.06.1977 года рождения, в период с 27.10.2003 года по 20.11.2003 года проходил военные сборы военнослужащих запаса в войсковой части 31895. Умер 20.11.2003 года при следовании к месту постановки на воинский учет. Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к исполнению обязанностей военной службы относится только непосредственное прохождение военных сборов, то есть время нахождения в пути при следовании в войсковую часть для прохождения военных сборов и обратно к месту постановки на учет не относится к исполнению обязанностей военной службы. В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» исполнением служебных обязанностей военной службы считается следование к месту военной службы и обратно. Действующим законодательством на граждан, призванных на военные сборы, не распространен статус военнослужащих в полном объеме, поскольку нахождение на военных сборах не означает прохождение гражданами военной службы. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают с ее окончанием. Смерть сына, возвращавшегося с военных сборов, наступила не в период прохождения военных сборов, а в пути следования из войсковой части, в которой он проходил военные сборы. Таким образом, право на установление государственной пенсии по случаю потери кормильца у Кудиновой Р.Г. отсутствует.

В судебном заседании представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» Князева С.Ю. дополнительно пояснила, что Кудинов И.И. не может быть признан умершим при исполнении обязанности военной службы, поскольку он самовольно покинул воинскую часть, где проходил военную службу. Кроме того, во время ДТП, произошедшего по вине Кудинова И.И., он находился в состоянии алкогольного опьянения, что так же исключает возможность признания его умершим при исполнении обязанности военной службы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Кудиновой Р.Г. подлежащими удовлетворению.

Судом установлено следующее:

С 27.10.2003 года по 20.11.2003 года (включительно) рядовой Кудинов И.И. проходил учебные сборы в войсковой части № 31895 (л.д. 33-34).

20.11.2003 года Кудинов И.И. возвращался с прохождения учебных сборов. Около 20.00 часов он был сбит автомобилем МАЗ-54323. В результате ДТП Кудинов И.И. скончался (л.д. 9, 10,11).

25.05.2010 года матери Кудинова И.И. - Кудиновой Р.Г., 06.02.1956 года рождения Департамент труда и социального развития Воронежской области выдал удостоверение № 0247 члена семьи погибшего военнослужащего (л.д. 8).

07.06.2010 года Кудинова Р.Г. обратилась с заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» о назначении пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 31). 28.06.2010 года решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области» ей было отказано в назначении государственной пенсии по старости в связи с тем, что право на установление государственной пенсии по случаю потери кормильца у Кудиновой Р.Г. отсутствует, поскольку смерть ее сына Кудинова И.И., возвращавшегося с военных сборов, наступила не в период прохождения военных сборов, а в пути следования из войсковой части, в которой он их проходил (л.д. 20-21).

Согласно пункту «к» части 1 статьи 37 закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (подпункт 4 указанной статьи).

На основании абз. 4 пункт 4 Положения о порядке проведения военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе, утвержденному постановлением Правительства РФ № 605 от 26.06.1993 года, действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений, окончанием военных сборов считался день истечения срока военных сборов (. Более конкретизировано данная норма в последующем была закреплена в Положении о проведении военных сборов, утвержденном постановлением Правительства РФ № 333 от 29.05.2006 года. В абзаце 4 пункта 5 Положения указано, что окончанием военных сборов считается: для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, - день исключения гражданина из списков личного состава воинской части; для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, - день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Согласно выписке из плана об учебных сборах военного комиссариата Рамонского района от 13.05.2003 года № 84 рядовой Кудинов И.И. был направлен для прохождения учебных сборов в войсковую часть № 31895 с 27.10.2003 года по 20.11.2003 года (л.д. 41). Данный факт подтверждается и выпиской из приказа командира войсковой части № 31895 от 20.11.2003 года (№ 254), согласно которой с 20.11.2003 года рядового Кудинова И.И. исключили с денежного довольствия, а с 21.11.2003 года исключили с вещевого и котлового довольствия (л.д. 33).

При таких обстоятельствах можно сделать вывод, что на момент ДТП, повлекшем смерть Кудинова И.И., а именно 20.11.2003 года в 20.00 часов, он исполнял обязанности военной службы.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Не может быть принят судом по причине бездоказательности довод представителя ГУ «УПФ РФ по Рамонскому району» о том, что Кудинов И.И. самовольно покинул воинскую часть, где проходил военную службу. В справке об обстоятельствах наступления страхового случая и сведений о застрахованном от 11.08.2006 года указано, что в момент ДТП, повлекшем смерть Кудинова И.И., он возвращался после с прохождения учебных сборов. Какое-либо упоминание о том, что он самовольно покинул воинскую часть, в указанном документе отсутствует.

Также юридически несостоятельным является довод представителя ответчика о том, что Кудинов И.И. не может быть признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы, так как в момент смерти находился в состоянии алкогольного опьянения. Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в редакции от 28.03.1998 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (на момент смерти Кудинова И.И.), военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Поскольку Кудинов И.И. находился в момент смерти в состоянии алкогольного опьянения (а не наркотического или токсического), то данное обстоятельство с учетом приведенной нормы закона не влечет юридических последствий в виде непризнания его погибшим при исполнении обязанностей военной службы.

При таких обстоятельствах суд считает возможным признать отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» в назначении Кудиновой Р.Г. государственной пенсии по случаю потери кормильца незаконным и обязать ГУ «УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области» назначить Кудиновой Р.Г. государственную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 07.06.2010 года.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» в назначении Кудиновой Р.Г. государственной пенсии по случаю потери кормильца незаконным.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» назначить Кудиновой Р.Г. государственную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 07.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин