Суд признал положения устава сельского поселения противоречащими законодательству



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием старшего помощника прокурора Рамонского района Коростелева М.М.

представителя Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Трухиной Л.Н.

при секретаре Аверковой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамонского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании устава Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рамонского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением об оспаривании устава Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района, мотивируя следующим:

Постановлением муниципального Совета Горожанского сельсовета Рамонского района от 30.12.2004 года № 9 принят устав Горожанского сельского поселения. Решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения от 30.06.2009 года № 14 в Устав поселения внесены изменения и дополнения, которыми Устав фактически был утвержден в новой редакции. Данный устав обнародован в установленном порядке 25.06.2010 года. Отдельные нормы устава поселения не соответствуют действующему законодательству. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, вопросы местного значения. Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 указанного закона (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, в нарушение статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3, статья 7 устава Горожанского сельского поселения не закрепляет такого вопроса. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 устава поселения органы местного самоуправления Горожанского сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории Горожанского сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», закрепляющий право органов местного самоуправления поселения на решение указанных вопросов, с 01.01.2010 года признан утратившим силу. Пунктом 5 части 1 статьи 9 устава поселения закреплены полномочия органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В то же время, согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Следовательно, закрепление в уставе полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса противоречит вышеуказанным положениям законодательства. В соответствии с пунктом 4 статьи 40 устава поселения срок полномочий избирательной комиссии Горожанского сельского поселения составляет 4 года. Данная норма противоречит пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому срок полномочий указанных комиссий составляет 5 лет. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. В нарушение указанных норм закона уставом Горожанского сельского поселения не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности. В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Прокурор Рамонского района просил признать Устав Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречащим закону в части не закрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также просил признать пункт 2 части 1 статьи 8 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части наделения органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, признать пункт 5 части 1 статьи 9 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части закрепления в уставе поселения полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, признать пункт 4 статьи 40 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Горожанского сельского поселения, признать устав Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части не определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, не установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.

В судебном заседании старший помощник прокурора Рамонского района Коростелев М.М. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Трухина Л.Н. заявленные прокурором Рамонского района требования признала в полном объеме, указала, что 07.12.2010 года состоялось заседание Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения, на котором были внесены изменения в устав, устраняющие несоответствие Устава поселения действующему законодательству по предъявленным прокурором требованиям. Однако устав в новой редакции еще не прошел государственную регистрацию.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Рамонского района требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании части 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением муниципального Совета Горожанского сельсовета Рамонского района от 30.12.2004 года № 9 принят устав Горожанского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Горожанского сельского поселения от 30.06.2009 года № 14 в Устав поселения внесены изменения и дополнения, которые обнародованы в установленном порядке 25.06.2010 года.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, вопросы местного значения.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Однако в нарушение данного пункта в Уставе Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района данный вопрос не урегулирован.

Таким образом, Устав Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречит закону в части не закрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Устава поселения органы местного самоуправления Горожанского сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории Горожанского сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», закрепляющий право органов местного самоуправления поселения на решение указанных вопросов, с 01.01.2010 года признан утратившим силу.

Таким образом, пункт 2 части 1 статьи 8 Устава Горожанского сельского поселения противоречит закону в части наделения органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава поселения закреплены полномочия органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Таким образом, закрепление в уставе полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса противоречит указанному положению законодательства.

В пункте 4 статьи 40 Устава поселения закреплено, что срок полномочий избирательной комиссии Горожанского сельского поселения составляет 4 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона № 263-ФЗ от 04.10.2010 года) срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Таким образом, пункт 4 статьи 40 Устава Горожанского сельского поселения противоречит закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Горожанского сельского поселения.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, в нарушение указанных норм закона уставом Горожанского сельского поселения не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности.

Согласно частям 6 и 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, в настоящее время изменения, внесенные в Устав поселения 07.12.2010 года, не прошли государственную регистрацию, не опубликованы (обнародованы) и не вступили в законную силу.

Руководствуясь ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Устав Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречащим закону в части не закрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Признать пункт 2 части 1 статьи 8 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части наделения органов местного самоуправления Горожанского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Признать пункт 5 части 1 статьи 9 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части закрепления в уставе поселения полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Признать пункт 4 статьи 40 устава Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Горожанского сельского поселения.

Признать устав Горожанского сельского поселения противоречащим закону в части не определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, не установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин