Суд признал противоречащими закону некоторые положения устава сельского поселения



                                                                                                           Дело № 2-122/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.

председателя Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения Каменева А.Н.

при секретаре Аверковой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамонского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании устава Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рамонского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с заявлением об оспаривании устава Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района, мотивируя следующим:

Постановлением муниципального Совета Горожанского сельсовета Рамонского района от 30.12.2004 года № 10 был принят устав Комсомольского сельского поселения. Решением Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения от 26.06.2009 года № 125 в Устав поселения внесены изменения и дополнения, которыми Устав фактически был утвержден в новой редакции. Данный устав обнародован в установленном порядке 05.08.2009 года. Отдельные нормы устава поселения не соответствуют действующему законодательству. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-Ф3 от 06.10.2003 года уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, вопросы местного значения. Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 указанного закона (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, в нарушение статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3, статья 7 устава Комсомольского сельского поселения не закрепляет такого вопроса. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 устава поселения органы местного самоуправления Комсомольского сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории Комсомольского сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», закрепляющий право органов местного самоуправления поселения на решение указанных вопросов, с 01.01.2010 года признан утратившим силу. Пунктом 5 части 1 статьи 9 устава поселения закреплены полномочия органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. В то же время, согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Следовательно, закрепление в уставе полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса противоречит вышеуказанным положениям законодательства. В соответствии с пунктом 4 статьи 40 устава поселения срок полномочий избирательной комиссии Комсомольского сельского поселения составляет 4 года. Данная норма противоречит пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому срок полномочий указанных комиссий составляет 5 лет. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. В нарушение указанных норм закона уставом Комсомольского сельского поселения не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности. В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Прокурор Рамонского района просил признать Устав Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречащим закону в части незакрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также просил признать пункт 2 части 1 статьи 8 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части наделения органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, признать пункт 5 части 1 статьи 9 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части закрепления в уставе поселения полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, признать пункт 4 статьи 40 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Комсомольского сельского поселения, признать устав Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части не определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, не установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Колесова М.Г. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Председатель Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения Каменев А.Н. заявленные прокурором Рамонского района требования признал в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Рамонского района требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании части 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением муниципального Совета Комсомольского сельсовета Рамонского района от 30.12.2004 года № 10 принят устав Комсомольского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Комсомольского сельского поселения от 26.06.2009 года № 125 в Устав поселения внесены изменения и дополнения, которые обнародованы в установленном порядке 05.08.2009 года.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» уставом муниципального образования должны определяться, в том числе, вопросы местного значения.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Однако в нарушение данного пункта в Уставе Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района данный вопрос не урегулирован.

Таким образом, Устав Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречит закону в части не закрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Устава поселения органы местного самоуправления Комсомольского сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории Комсомольского сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Федеральным законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», закрепляющий право органов местного самоуправления поселения на решение указанных вопросов, с 01.01.2010 года признан утратившим силу.

Таким образом, пункт 2 части 1 статьи 8 Устава Комсомольского сельского поселения противоречит закону в части наделения органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава поселения закреплены полномочия органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Таким образом, закрепление в уставе полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса противоречит указанному положению законодательства.

В пункте 4 статьи 40 Устава поселения закреплено, что срок полномочий избирательной комиссии Комсомольского сельского поселения составляет 4 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона № 263-ФЗ от 04.10.2010 года) срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Таким образом, пункт 4 статьи 40 Устава Комсомольского сельского поселения противоречит закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Комсомольского сельского поселения.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Федерального закона муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, в нарушение указанных норм закона уставом Комсомольского сельского поселения не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности.

Руководствуясь ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Устав Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района противоречащим закону в части не закрепления вопросов, касающихся оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Признать пункт 2 части 1 статьи 8 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части наделения органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения правом на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Признать пункт 5 части 1 статьи 9 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части закрепления в уставе поселения полномочий органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Признать пункт 4 статьи 40 устава Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части установления 4-х летнего срока полномочий избирательной комиссии Комсомольского сельского поселения.

Признать устав Комсомольского сельского поселения противоречащим закону в части не определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, не установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин