РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2010 года п. Рамонь
Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
при секретаре Долгих А.В.,
с участием прокурора Сарычева П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (жалобе) Мироненко А.Н. о признании недействительным и отмене решения избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на избирательную комиссию Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Березовского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Мироненко А.Н. обратился в суд с заявлением (жалобой) о признании недействительным и отмене решения избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на избирательную комиссию Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Березовского сельского поселения.
В обоснование своих требований заявитель Мироненко А.Н. указал, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>. Он решил принять участие в этих выборах в качестве кандидат на указанную должность. Он подал в избирательную комиссию Березовского сельского поселения заявление о регистрации его в качестве кандидата на должность главы поселения. Им также в избирательную комиссию были сданы подписные листы с 36 подписями избирателей. Эти подписи он собирал лично сам, обходя избирателей по домам. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № избирательная комиссия Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> отказала ему в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения, указав в своем решении, что все 36 подписей, имевшихся на подписных листах, переданных им в избирательную комиссию, были признаны недействительными. В протоколе заседания избирательной комиссии указано, что все 36 собранных им подписей находились в подписном листе, изготовленном с нарушением требований приложений №№ 1, 2 и 3 к Избирательному <адрес>. Он с этим не согласен. Подписные листы он сдал в избирательную комиссию своевременно и к нему в течение нескольких дней не было никаких замечаний. Он выполнял все указания избирательной комиссии. Ему сообщили, что допущенные нарушения связаны с датами сбора подписей, но в решении указано, что все собранные им подписи являются недействительными.
В судебном заседании заявитель Мироненко А.Н. поддержал доводы своего заявления по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что он получил образцы подписных листов в самой избирательной комиссии. Подписи он собирал 6 и ДД.ММ.ГГГГ, обходя избирателей по домам. Заявление в избирательную комиссию о регистрации его кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения он подал ДД.ММ.ГГГГ. Позже он сдал в избирательную комиссию заполненные подписные листы. Никакого протокола проверки сданных им подписных листов на руки он не получал. Ему в избирательной комиссии при подаче заявления не сказали, что подписи должны собираться лишь после подачи заявления. А потом ему не разрешили представить новые подписи, заявив, что это не предусмотрено законом.
В судебном заседании председатель избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> Зарянова Н.Н. заявленные требования Мироненко А.Н. не признала и сообщила, что избирательная комиссия действовала в строгом соответствии с законом. Действительно, Мироненко А.Н. обращался в избирательную комиссию еще до подачи заявления и ему помогли найти на сайте избирательной комиссии <адрес> образцы подписных листов и скопировать их на дискету. Когда Мироненко А.Н. ДД.ММ.ГГГГ представил в избирательную комиссию заявление о регистрации его кандидатом на должность главы поселения, ему были предоставлены образцы подписных листов. Но Мироненко А.Н. представил в избирательную комиссию подписные листы, изготовленные им самим, на которых подписи избирателей располагались на одной стороне листа, а не на двух, как должно было быть. Кроме того, все представленные им подписи были собраны 6 и ДД.ММ.ГГГГ, то есть еще до того, как он подал в избирательную комиссию заявление о регистрации его кандидатом, хотя собирать их он мог только после того, как подаст заявление в избирательную комиссию. У комиссии нет претензий к Мироненко А.Н. по поводу подлинности подписей, так как члены комиссии обзвонили избирателей и те подтвердили, что ставили свои подписи в подписных листах Мироненко А.Н. Но так как эти подписи были собраны до даты подачи заявления Мироненко А.Н. и размещались на подписных листах на одной стороне, а не на двух, как положено, все собранные Мироненко А.Н. подписи были признаны недействительными. Ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол в отношении каждого кандидата избирательной комиссией не составлялись, так как ее члены не знали, что это было необходимо делать. Копия итогового протокола также не вручалась Мироненко А.Н. с связи с отсутствием самого протокола. Все результаты проверки подписных листов в отношении Мироненко А.Н. отражены в решении избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении требований Мироненко А.Н. отказать.
В своем заключении прокурор Сарычев П.Н. указал, что избирательной комиссией Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> при проверке подписных листов Мироненко А.Н. были нарушены требования ч. 15 ст. 52 Избирательного кодекса <адрес>, поскольку результаты этой проверки не были оформлены ведомостью проверки подписных листов и итоговым протоколом. Копия итогового протокола не была вручена Мироненко А.Н. не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации данного кандидата. С учетом допущенных нарушений нельзя признать, что проверка подписных листов Мироненко А.Н. была проведена надлежащим образом, поэтому считает возможным просить суд удовлетворить требования заявителя Мироненко А.Н. частично путем признания незаконным оспариваемого им решения избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать избирательную комиссию Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> провести проверку представленных Мироненко А.Н. подписных листов в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 52 Избирательного кодекса <адрес> и по результатам ее принять законное решение.
Выслушав объяснения заявителя Мироненко А.И., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> Заряновой Н.Н., заключение прокурора Сарычева П.Н., исследовав решение избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Мироненко А.Н. кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>» и протокол заседания избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющиеся в гражданском деле, суд находит заявленные Мироненко А.И. требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Сходная норма содержится и в ч. 15 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ОЗ «Избирательный кодекс <адрес>», которой предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списка кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса и представляется комиссией для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 101 настоящего <адрес> и только в пределах подписей, подлежащих проверке. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 9 статьи 53 настоящего <адрес>, кандидат, уполномоченный представитель, избирательное объединение вправе получить в комиссии одновременно с копией протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства и законодательства <адрес> избирательная комиссия Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> проверку подписных листов, представленных кандидатом Мироненко А.Н., надлежащим образом не провела. По итогам проверки не были составлены ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол. Копия итогового протокола не была вручена кандидату Мироненко А.Н.
В связи с допущенными нарушениями действующего законодательства суд приходит к выводу, что проверка подписных листов, представленных кандидатом Мироненко А.Н., избирательной комиссией Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> должным образом не проводилась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Мироненко А.Н. кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>» является незаконным, так как было принято не в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства <адрес>, в связи с чем подлежит отмене.
Суд считает необходимым возложить на избирательную комиссию Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> обязанность провести проверку представленных Мироненко А.Н. подписных листов в соответствии с требованиями ч. 15 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Избирательный кодекс <адрес>» и по результатам проверки принять законное решение о регистрации либо об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение избирательной комиссии Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Мироненко А.Н. кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>» незаконным и отменить его.
Обязать избирательную комиссию Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес> в течение 5 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу провести проверку представленных Мироненко А.Н. подписных листов в соответствии с требованиями ч. 15 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Избирательный кодекс <адрес>» и по результатам проверки принять законное решение о регистрации либо об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Попов