Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Данцер А.В.
при секретаре Сигуновой Н.В.
с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по иску прокурора Рамонского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района, администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Рамонского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района, администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по тем основаниям, что проверкой, проведенной прокуратурой района, было установлено, что в МОУ Рамонский лицей, расположенном по адресу: <......> не в полной мере соблюдаются требования законодательства в сфере социальной защиты детей-инвалидов. Так, в здание МОУ Рамонский лицей инвалидам, в том числе детям-инвалидам, для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещение лицея, условия не созданы. Вход в здание лицея не оборудован пандусом. В то время когда, в образовательном учреждении обучаются 2 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Данные подростки вынуждены проходить обучение дома, в том числе, из-за того, что в образовательном учреждении не созданы благоприятные условия для их обучения. Нарушение требований закона существенно ущемляет права, как детей-инвалидов, так и совершеннолетних граждан, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на обеспечение беспрепятственного доступа в здание лицея посредством сооружения пандуса при входе, наличие субсидиарной ответственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по обязательствам собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию входа в здание лицея пандусом следует возложить и на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Воронежской области Колесова М.Г., заявленные исковые требования поддержала, просила обязать МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района и администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание лицея посредством сооружения пандуса при входе.
Представитель ответчика - МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района Растопшина Е.Я в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснив, что в лицее обучаются 2 ребенка, но они проходят обучение на дому, так как у них имеются заболевания, требующие индивидуального обучения.
Представитель ответчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Семенова против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что просьб от родителей по установке пандуса не было, и поэтому не было необходимости в его наличии.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района Воронежской области и администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области нарушается действующее законодательство.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Данное положение закона распространяется и на детей-инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой района проверкой было установлено, что в здание МОУ Рамонский лицей инвалидам, в том числе детям-инвалидам, для беспрепятственного доступа в помещение лицея условия не созданы - вход в здание лицея не оборудован пандусом, в то время как, в образовательном учреждении обучаются 2 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» 24.11.1995 № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения».
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относиться материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, нарушение требований закона существенно ущемляет права как детей-инвалидов, так и совершеннолетних граждан, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на обеспечение беспрепятственного доступа в здание лицея посредством сооружения пандуса при входе, наличие субсидиарной ответственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по обязательствам как собственника занимаемого им здания, суд считает, что расходы по оборудованию входа в здания лицея пандусом следует возложить также и на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать МОУ Рамонский лицей Рамонского муниципального района и администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание МОУ Рамонский лицей посредством сооружения пандуса при входе.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Данцер