Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Данцер А.В.
при секретаре Сигуновой Н.В.
с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по иску прокурора Рамонского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Рамонского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по тем основаниям, что проверкой, проведенной прокуратурой района, были выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, в деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Рамонского района». В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с п. 1.4.4 Устава МУЗ «ЦРБ Рамонского района» в своем составе имеет фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и другие медицинские учреждения. Проведенной проверкой установлено, что входы в здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Большеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы не оборудованы пандусами для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещения ФАПов. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» 24.11.1995 № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Согласно ст. 12 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами здравоохранения инфраструктуры. В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Проверкой установлено, что здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Большеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы принадлежат на праве собственности администрации Рамонского муниципального района. Учитывая отсутствие у МУЗ «ЦРБ Рамонского района» достаточных средств на обеспечение беспрепятственного доступа в здания вышеперечисленных ФАПов посредством сооружения пандуса при входе, наличие субсидиарной ответственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по обязательствам как собственника занимаемых зданий, расходы по оборудованию входов в здания ФАПов пандусом следует возложить на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области за счет средств бюджета данного муниципального образования. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением ставит вопрос о понуждении администрации Рамонского муниципального района Воронежской области обеспечить беспрепятственный доступ в здания названных ФАПов посредством сооружения пандуса при входе в здания. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц. Невыполнение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нарушает права инвалидов, которые могут обратиться за медицинской помощью в ФАПы, а также иных лиц, посещающих учреждение.
В судебном заседании помощник прокурора Рамонского района Воронежской области Колесова М.Г., заявленные исковые требования поддержала, просила обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обеспечить беспрепятственный доступ в здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Болыпеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы посредством сооружения пандуса при входе.
Представитель ответчика - администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Новикова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте уведомлена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав помощника прокурора Рамонского муниципального района Воронежской области Колесову М.Г., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Рамонского муниципального района Воронежской области, в деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Рамонского района» выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 1.4.4 Устава МУЗ «ЦРБ Рамонского района» в своем составе имеет фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и другие медицинские учреждения. Проведенной проверкой установлено, что входы в здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Большеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы не оборудованы пандусами для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещения ФАПов.
Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» 24.11.1995 № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения».
Согласно ст. 12 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами здравоохранения инфраструктуры.
В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Проверкой установлено, что здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Большеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы принадлежат на праве собственности администрации Рамонского муниципального района.
Учитывая отсутствие у МУЗ «ЦРБ Рамонского района» достаточных средств на обеспечение беспрепятственного доступа в здания вышеперечисленных ФАПов посредством сооружения пандуса при входе, наличие субсидиарной ответственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по обязательствам как собственника занимаемых зданий, расходы по оборудованию входов в здания ФАПов пандусом следует возложить на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области за счет средств бюджета данного муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обеспечить беспрепятственный доступ в здания Айдаровского, Богдановского, Гвоздевского, Карачунского, Лопатинского, Ольховатского, Павловского, Скляевского, Сомовского, Русскогвоздевского, Глушицкого, ст. Рамонь, Чертовицкого фельдшерско-акушерских пунктов, а также Большеверейской амбулатории, Новоживотинновской участковой больницы посредством сооружения пандуса при входе.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней.
Судья А.В. Данцер