Суд признал незаконным бездействие Чистополянского сельского поселения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петриной Г. П.

с участием старшего помощника прокурора Рамонского района Коростелева М. М.

при секретаре Тамбовцевой И. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по иску Прокурора Рамонского района Воронежской области к Администрации Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рамонского района Воронежской области обратился в суд к Администрации Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русла рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Установлено, что ГТС - плотина пруда, расположенного в х. Сапожок на территории Чистополянского сельского поселения, является бесхозной. ГТС не является муниципальной или государственной собственностью, а так же не принадлежит на праве собственности ни одному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу. В соответсвии с положениями ч. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ указанное имущество фактически должно быть признано бесхозяйной вещью, поскольку его собственник не известен. Часть 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Данные требования законодательства Чистополянским сельским поселением не исполняются. Вместе с тем, в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, среди прочего, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского Кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Следовательно, ГТС является недвижимым имуществом. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросы местного значения поселений по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии со ст. 7 Устава Чистополянского сельского поселения к вопросам местного значения поселения, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Чистополянского сельского поселения. Администрацией Чистополянского сельского поселения каких - либо мер по постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности до настоящего времени не принято. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Чистополянского сельского поселения вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения. Помимо прочего не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Учитывая, что администрацией Чистополянского сельского поселения не осуществляется каких - либо практических мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнических сооружений, расположенных на территории Чистополянского сельского поселения, тем самым не обеспечиваются безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Рамонского района Коростелев М. М. заявленные исковые требования поддержал по выше изложенным основаниям, просил суд признать незаконным бездействие администрации Чистополянского сельского поселения, выражающееся в неисполнении требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ о подаче заявления о постановке на учет бесхозяйной вещи - ГТС пруда в х. Сапожок Чистополянского сельского поселения, и просил суд возложить на администрацию Чистополянского сельского поселения обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой ГТС пруда в х. Сапожок Чистополянского сельского поселения.

Представитель администрации Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области Воронцова О. Н., действующая на основании удостоверения от 12.01.2004 года, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает его.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русла рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

В соответсвии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, среди прочего, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 данного ФЗ вопросы местного значения поселений по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 7 Устава Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области к вопросам местного значения поселения, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Чистополянского сельского поселения.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, бездействие администрации Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ о подаче заявления о постановке на учет бесхозной недвижимой вещи- ГТС пруда в х. Сапожок Рамонского района Воронежской области, создает угрозу возникновения стихийных бедствий и разрушений на территории поселения, причинения вреда жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 145, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ о подаче заявления о постановке на учет бесхозяйной вещи - ГТС пруда в х. Сапожок Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.

Обязать администрацию Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой ГТС пруда в х. Сапожок Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней с момента его вынесения.

Судья Г. П. Петрина