Суд обязал огран соцзащиты назначить истице денежную выплату по случаю рождения ребенка



Дело № 2-709/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием истца Тернавчук О.И.

представителя ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Барковой Л.В.

при секретаре Колосовой Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тернавчук О.И. к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и Департаменту труда и социального развития Воронежской области о понуждении назначить единовременную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Тернавчук О.И. обратилась с иском к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и Департаменту труда и социального развития Воронежской области о понуждении назначить единовременную денежную выплату, мотивируя следующим:

Тернавчук О.И. проживает по адресу: <......>, без регистрации с 02.09.1996 года по настоящее время, что подтверждается справкой администрации Березовского сельского поселения № 407 от 13.04.2011 года. С 11.03.2011 года (до 11.03.2016 года) истица временно зарегистрирована по адресу: <......>, в связи с тем, что ей предоставлен вид на жительство № 0522448 от 11.03.2011 года. 30.10.2010 года у Тернавчук О.И. родился сын Тернавчук Д.А. в роддоме ВОКБ № 1, по адресу: <......>.Данный факт подтверждается медицинским свидетельством о рождении № 037948 от 20.10.2010 года и свидетельством о рождении Тернавчук Д.А. Тернавчук О.И. как матери ребенка, родившегося на территории Воронежской области положена единовременная денежная выплата в размере 20000 рублей. В марте 2011 года она обратилась в Рамонский филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» для назначения ей единовременной выплаты при рождении ребенка на территории Воронежской области. Однако решением от 01.04.2011 года Рамонский филиал ОГУ «УСЗН» в назначении выплаты Тернавчук О.И. отказал по мотивам, что на момент рождения ребенка не установлен факт постоянного проживания матери на территории области. Тернавчук О.И. просила обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить ей единовременную денежную выплату как матери, постоянно проживающей и имеющей на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой место жительства на территории Воронежской области. Также она просила обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области выплатить ей единовременную выплату как матери, постоянно проживающей и имеющей на момент рождения место жительства на территории области в размере 20000 рублей.

В судебном заседании истица Тернавчук О.И. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что она в 1996 года в возрасте 10 лет вместе с матерью и другими членами семьи переехала на постоянное место жительства в <......>. Мать Тернавчук Т.П. устроилась работать в Березовский сельскохозяйственный колледж, в связи с чем ей была выделена комната в общежитии, куда вместе с ней вселились и все члены семьи, в том числе Тернавчук О.И. Истица обучалась в Горожанской школе-интернате, затем поступила в Березовский сельскохозяйственный колледж. Ранее ей выдавался паспорт гражданина РФ, в котором значилось, что Ткрнавчук О.И. зарегистрирована в общежитии БСХК, но в дальнейшем указанный паспорт был признан недействительным и ей выдали вид на жительство. Зарегистрирована она с моменты предоставления ей вида на жительство по адресу: <......>, так как общежитие БСХК находится в аварийном состоянии. В то же время, фактически она продолжает проживать в указанном общежитии до настоящего времени.

Представитель ответчика - ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Баркова Л.В. исковые требования Тернавчук О.И. не признала, представила возражения, в которых указала следующее:

Постановлением администрации Воронежской области от 19 ноября 2007 года № 1025, в целях улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости в Воронежской области, матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области и родившим ребенка, устанавлена единовременная денежная выплата. Воронежская область в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вправе за счет собственных средств принимать решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории области, самостоятельно устанавливая категории указанных граждан и порядок предоставления льгот. В данном случае такая категория установлена: для постоянно проживающих на территории Воронежской области матерей, родивших детей. Приказом Главного управления социального развития Воронежской области от 04.08.2008 №687/ОД утвержден порядок осуществления указанной единовременной выплаты, в соответствии с которым право на назначение единовременной денежной выплаты при рождении и государственной регистрации рождения ребенка, предоставлено матерям, постоянно проживающим и имеющим на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой место жительства на территории Воронежской области. Для назначения данной выплаты в филиал ОГУ представляется установленный перечень документов, в том числе и копия документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего постоянное место жительства на территории Воронежской области. На момент обращения в филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения» Рамонского района Тернавчук О.И. представила в качестве документа вид на жительство лица без гражданства от 11.03.2011г., в котором имелась отметка о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области с 25.03.2011 года. Таким образом, Тернавчук О.И. не представила документ, подтверждающий, что на момент рождения ребенка и обращения за выплатой она имела место жительства на территории Воронежской области, в связи с чем, ей было правомерно отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Статьей 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом, на дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые субъектами РФ, указанное условие не распространяется. Филиал ОГУ не уполномочен на установление фактов, имеющих юридическое значение, в том числе факта постоянного проживания по косвенным документам, свидетельствующим о наличии либо отсутствии постоянного места жительства. За установлением факта, имеющего для нее юридическое значение, заявительница в установленном законом порядке не обращалась. Кроме того, в исковом заявлении истица, по сути, требует установить юридически значимый факт, тем самым, не оспаривает, что у нее отсутствовал документ, подтверждающий постоянное место жительства на территории области. В связи с этим решение филиала ОГУ «Управление социальной зашиты населения» Рамонского района об отказе в назначении единовременной денежной выплаты является законным и обоснованным.

Представитель ответчика - Департамента труда и социального развития Воронежской области, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также представил письменные возражения на исковое заявление Тернавчук О.И., в которых указал следующее:

Воронежская область, в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вправе за счет собственных средств принимать решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Воронежской области, самостоятельно устанавливая категории указанных граждан. В данном случае такая категория установлена: для матерей, родивших детей. Постановлением администрации Воронежской области от 19.11.2007 № 1025 «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка», в целях улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости в Воронежской области, матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области и родившим ребенка, устанавливается единовременная денежная выплата. Согласно пункту 4.1 Постановления, единовременная денежная выплата матерям, родившим ребенка, производится в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Для получения указанной выплаты заявительнице следует подтвердить следующие обстоятельства: факт рождения ею ребенка, так как выплата предоставляется матери именно за рождение; место жительства и факт постоянного проживания на момент рождения ребенка на территории Воронежской области. В соответствии с приказом главного управления социального развития Воронежской области от 04.08.2008 № 687/ОД, изданного на основании пункта 4.2. постановления администрации Воронежской области от 19.11.2007 № 1025, регламентирующего порядок предоставления выплат матерям, родившим ребенка, факт постоянного проживания и факт места жительства матери на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, являются обязательными условиями для получения указанной меры социальной поддержки. В марте 2011 года Тернавчук О.И. обратилась в филиал ОГУ «Управления социальной защиты населения» Рамонского района с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Впоследствии, управляющим филиалом ОГУ «УСЗН» Рамонского района было отказано истице в назначении выплаты в связи с тем, что право на назначение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка (независимо от количества одновременно рожденных детей), родившегося 1 ноября 2007 года и позднее, предоставлено матерям, постоянно проживающим и имеющим на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой место жительства на территории Воронежской области (Приказ главного управления социального развития Воронежской области от 04.08.2008 № 687/ОД, пункт 2 Порядка). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. «Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию». Место пребывания, в соответствии с Законом 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не является местом жительства. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ. В паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета (постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №828). Законом РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» определено место жительства как жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, Департамент труда и социального развития Воронежской области возражает против удовлетворения требований, заявленных Тернавчук О.И.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Тернавчук О.И. подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с абзацем пятым статьи 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 1 постановления Администрации Воронежской области № 1025 от 19.11.2007 года (в редакции постановлений от 12.12.2007 года № 1139 и от 01.07.2008 года № 567) установлена единовременная денежная выплата матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка 1 ноября 2007 года или позднее за счет средств областного бюджета с 1 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года включительно в размере 15000 рублей, а с 01.01.2008 года в размере 20000 рублей.

Согласно Порядку осуществления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка и расходования средств областного бюджета, утвержденному Приказом Главного управления социального развития Воронежской области № 687/ОД от 04.08.2008 года решение о назначении единовременной денежной выплаты матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории Воронежской области и родившим ребенка, принимается управляющим филиала ОГУ «Управления социальной защиты населения Воронежской области» (пункт 6), а выплата денежных сумм указанным лица производится Департаментом труда и социального развития Воронежской области (пункты 15-16).

Судом установлено, что Тернавчук О.И., являясь лицом без гражданства, с 1996 года по настоящее время постоянно проживает в общежитии, расположенном по адресу: <......>. Указанное обстоятельство подтверждается справкой Администрации Березовского сельского поселения № 407 от 13.04.2011 года (л.д.13) и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Дыниной Т.Н. и Екимовой Л.В.

По данным похозяйственных книг Администрации Березовского сельского поселения мать истицы Тернавчук Т.П. с дочерью Тернавчук О.И. и другими членами семьи (всего 5 человек) проживают в <......>, ком. 101-102 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-46).

30.12.2005 года между ФГОУ СПО «Березовский сельскохозяйственный колледж» и Тернавчук Т.П. был заключен на срок 1 год (до 31.12.2006 года) договор аренды жилого помещения - комнат №№ 1, 2 в общежитии № 1 колледжа, расположенном по адресу: <......> общей площадью 42,6 кв. метров для временного проживания с семьей в составе 5 человек (л.д. 38-43).

В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

На основании части 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Поскольку после истечении срока договора аренды, заключенного 30.12.2005 года между ФГОУ СПО «Березовский сельскохозяйственный колледж» и Тернавчук Т.П., последняя вместе с семьей, в составе которой находилась и Тернавчук О.И., при отсутствии возражений со стороны арендодателя продолжала пользоваться комнатами в общежитии, то срок аренды указанных помещений в силу статьи 621 ГК РФ считает заключенным между названными сторонами на неопределенный срок.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области № 34-р от 08.02.2008 года было прекращено право оперативного управления ФГОУ СПО «Березовский сельскохозяйственный колледж» на здание общежития, расположенное по адресу: <......>, находящееся в федеральной собственности и произведена его передача в собственность муниципального образования - Березовское сельское поселения Рамонского муниципального района (л.д. 36-37).

Согласно статье 617 части 1 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Таким образом, Тернавчук Т.П. вместе с семьей, в состав которой входит, в том числе, Тернавчук О.И., до настоящего времени владеет и пользуется комнатами в общежитии № 1, расположенном в <......>, на основании договора аренды, заключенного на неопределенный срок, то есть на законных основаниях.

30.10.2010 года Тернавчук О.И. в роддоме ВОКБ № 1, по адресу: <......>, родила сына Тернавчук Д.А., что подтверждается медицинским свидетельством о рождении серии 20 № 037948 от 30.10.2010 года и свидетельством о рождении Тернавчук Д.А. от 26.03.2011 года (л.д.11, 12).

11.03.2011 года Тернавчук О.И. в установленном порядке был предоставлен вид на жительство серии 80 № 0522448 сроком до 11.03.2016 года (л.д. 10).

25.03.2011 года Тернавчук О.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <......>, однако фактически продолжает проживать в общежитии БСХК, расположенном по адресу: <......>.

В марте 2011 года Тернавчук О.И. обратилась в Рамонский филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» с заявлением о назначении ей единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка согласно постановлению администрации Воронежской области от 19.11.2007 года № 1025 «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка».

Решением филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Рамонского района от 01.04.2011 года Тернавчук О.И. было отказано в назначении указанной денежной выплаты при рождения ребенка в связи с тем, что на момент рождения ребенка у нее отсутствовал «факт постоянного проживании на территории Воронежской области» (л.д. 9).

С учетом того, что Тернавчук О.И. фактически постоянно проживает на территории Воронежской области с 1996 года и на момент рождения ребенка она имела на законных основаниях место жительства в общежитии в селе Березово, а также, что с 25.03.2011 года она зарегистрирована по месту жительства на территории района, отказ Рамонского филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в назначении ей единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка согласно постановлению администрации Воронежской области от 19.11.2007 года № 1025 «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» является неправомерным.

На основании абзаца третьего статьи 1 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абзацу третьему статьи 2 указанного Закона РФ место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Абзац второй статьи 3 Закона устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Следовательно, регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Конституционный суд в своем постановлении № 4-П от 02.02.1998 года указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд считает необходимым обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить Тернавчук О.И. единовременную денежную выплату в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области № 1025 от 19.11.2007 года «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» в связи с рождением сына Тернавчук Д.А., 30.10.2010 года рождения.

В то же время, требование Тернавчук О.И. к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о возложении обязанности выплатить названную выше денежную выплату удовлетворению не подлежит, поскольку со стороны указанного органа никаких нарушений прав истицы допущено не было. Выплата сумм в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области № 1025 от 19.11.2007 года возможна лишь при наличии решения ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о назначении такой выплаты. Так как истице было отказано в назначении единовременной денежной выплаты Департамент труда и социального развития Воронежской области в силу приведенных выше положений Порядка осуществления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка и расходования средств областного бюджета, утвержденного Приказом Главного управления социального развития Воронежской области № 687/ОД от 04.08.2008 года, самостоятельно (при отсутствии решения ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области») не имел полномочий произвести истице указанные выплаты.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить Тернавчук О.И. единовременную денежную выплату в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области № 1025 от 19.11.2007 года «Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» в связи с рождением сына Тернавчук Д.А., 30.10.2010 года рождения.

В удовлетворении требования Тернавчук О.И. к Департаменту труда и социального развития Воронежской области о возложении обязанности выплатить ей единовременную денежную выплату в связи с рождением ребенка отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин