РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Кошелевой С.А. при секретаре Стрельниковой О.А., с участием заместителя прокурора Рамонского района Воронежской области Храмых В.И., представителей Администрации Рамонского муниципального района Новиковой О.В., Странадко Г.Г., представителя Управления Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской области - Елисеева В.М., рассмотрел в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по заявлению прокурора Рамонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения экологического законодательства путем утилизации пестицидов и агрохимикатов, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Рамонского района Воронежской области обратился в суд с указанным заявлением мотивируя тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасном обращении с пестицидами на территории Рамонского муниципального района на территории Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района примерно в 800 метрах севернее села ... в месте расположения недействующей фермы бывшей сельскохозяйственной артели «... (кадастровый квартал ...) непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка пестицидов 1 класса опасности (ГХГЦ, гептахлор, ДДТ и его метаболиты, гранозан, базудин, метафос) площадью 100 кв.м. Свалка состоит из четырех куч, в которых пестициды перемешаны с землей и строительным мусором. Часть препаратов хранится в мешках с нарушенной целостностью, данные вещества не защищены от атмосферных осадков, отсутствует ограждение территории свалки; площадка, на которой расположена свалка, не имеет водонепроницаемого покрытия и ливнестоков. Согласно лабораторных исследований ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» гигиенические нормативы изомеров гексохлорциклогексана в почве превышены в 179 раз, ДДТ в 2,5 раза, гептахлора в 4,8 раза, что создает условия для загрязнения подземных вод. На основании статьи 13 Федерального Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. В силу статьи 76 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статья 12 Гражданского Кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре и другие. В силу статьи 150 Гражданского Кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Наличие на территории Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района непригодных пестицидов, хранящихся ненадлежащим образом, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и просит обязать Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области устранить нарушения экологического законодательства путем утилизации пестицидов и агрохимикатов, расположенных примерно в 800 метрах севернее села Трещевка на территории недействующей фермы СХА «Заря», в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании заместитель прокурора Рамонского района Воронежской области Храмых В.И. заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям просил их удовлетворить. Представители ответчика - Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области - Новикова О.В., Странадко Г.Г. иск не признали, и пояснили, что указанная несанкционированная свалка пестицидов и агрохимикатов была обнаружена на территории Чистополянского сельского поселения возле села ... 09 апреля 2010 года. Вероятное происхождение пестицидов - ... район Воронежской области. Информация по обнаруженным пестицидам Администрацией Рамонского муниципального района направлялась в Управление по экологии и природопользованию Воронежской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области, прокуратуру Рамонского района, ОВД по Рамонскому району, МЧС. Несмотря на очевидные доказательства происхождения пестицидов, лица, завезшие их в Рамонский район правоохранительными органами не установлены, уголовное дело не возбуждено. Денежных средств в бюджете района на утилизацию свалки пестицидов не имеется. Администрацией района обращалась с просьбой о выделении денежных средств на утилизацию пестицидов к ... однако в выделении необходимых средств было отказано. Представитель Управления Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям - Елисеев В.М., исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, считает, что в соответствие с законом Администрация Рамонского муниципального района несет ответственность за жизнь и здоровье населения, проживающего на территории административного района. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлено, что прокуратурой Рамонского района Воронежской области была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасном обращении с пестицидами на территории Рамонского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района примерно в 800 метрах севернее села ... в месте расположения недействующей фермы СХА «...» (кадастровый квартал ...) непосредственно на почве расположена несанкционированная свалка пестицидов 1 класса опасности (ГХГЦ, гептахлор, ДДТ и его метаболиты, гранозан, базудин, метафос) площадью 100 кв.м. Свалка состоит из четырех куч, в которых пестициды перемешаны с землей и строительным мусором. Часть препаратов хранится в мешках с нарушенной целостностью, данные вещества не защищены от атмосферных осадков, отсутствует ограждение территории свалки; площадка на которой она расположена, не имеет водонепроницаемого покрытия и ливнестоков. Согласно лабораторных исследований ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» гигиенические нормативы изомеров гексохлорциклогексан в почве превышены в 179 раз, ДДТ в 2,5 раза, гептахлора в 4,8 раза, что создает условия для загрязнения подземных вод. Согласно части 1 статьи 51 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. В соответствии со статьей 22 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статьи 24 Федерального Закона от 19.07.1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатотв, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. В силу статьи 76 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» спорв в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статья 12 Гражданского Кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре и другие. В силу статьи 150 Гражданского Кодекса РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии со статьей 13 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно статьи 8 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» и статьи 15 Федерального Закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация, утилизация, и переработка бытовых и промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного значения муниципальных районов. Кроме того, согласно статьи 15 Федерального Закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района также является вопросом местного значения муниципального района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области устранить нарушения экологического законодательства путем утилизации пестицидов и агрохимикатов, расположенных примерно в 800 метрах севернее села ... Рамонского района Воронежской области на территории недействующей фермы СХА «...» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения. Судья С.А. Кошелева