Суд признал отказ администрации в выдачи сведений незаконным и обязал администрацию предоставить такие сведения



Дело № 2-1349/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Бородкина С.А.

с участием заявителя Захарченко В.Г. и его представителя Болотовского С.В.

представителя Администрации Комсомольского сельского поселения Каменева А.И.

при секретаре Колосовой Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захарченко В.Г. о признании отказа Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского района о предоставлении информации незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Захарченко В.Г. обратился с заявлением о признании отказа Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского района о предоставлении информации незаконным, мотивируя следующим:

Захарченко В.Г. направил запрос в администрацию Комсомольского сельского поселения о принятых правовых актах в период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года. Ответом от 12.10.2011 года за № 1220 Захарченко В.Г. было отказано в удовлетворении запроса. В соответствии с пунктом 3 части 4 и частью 5 статьи 8 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информации имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Захарченко В.Г. просил признать отказ Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского района Воронежской области в предоставлении доступа Захарченко В.Г. к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, незаконным и обязать администрацию предоставить Захарченко В.Г. доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией Комсомольского сельского поселения правовых актах за период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года.

В судебном заседании заявитель Захарченко В.Г. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, представил письменные объяснения, в которых дополнительно указал, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» порядок представлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата). При ответе на запрос используется государственный язык Российской Федерации. Использование при ответе на запрос, поступивший в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации, государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа. Ответ на запрос подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 20 закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведения иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией. Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет. Из содержаний изложенных выше норм Федеральных законов вытекает обязанность Администрации Комсомольского сельского поселения предоставить Захарченко В.Г. информацию о своей деятельности (в виде перечня принятых муниципальных правовых актов) и, соответственно, незаконность отказа в предоставлении этой информации.

Заявитель Захарченко В.Г. и его представитель Болотовский С.В. в судебном заседании дополнительно пояснили, что заявитель, обращаясь в Администрацию Комсомольского сельского поселения, просил предоставить лишь перечень принятых (изданных) администрацией правовых актов за указанный период, не раскрывая их содержания. При этом со стороны администрации не требовалось специально готовить такой перечень, а достаточно было предоставить для ознакомления соответствующие журналы (книги) регистрации принятых правовых актов в указанный период времени.

Представитель Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района Каменев А.И. требования Захарченко В.Г. не признал, пояснил, что в районной газете «Голос Рамони» и в «Муниципальном вестнике» публикуются только нормативные муниципальные правовые акты Комсомольского сельского поселения. Остальные правовые акты в названных средствах массовой информации не публикуются. В Администрации Комсомольского сельского поселения имеется перечень принятых правовых актов за весь период, который был запрошен Захарченко В.Г., поскольку ведутся журналы (книги) регистрации издаваемых муниципальных правовых актов Комсомольского сельского поселения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные Захарченко В.Г. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

26.09.2011 года Захарченко В.Г. подал заявление в администрацию Комсомольского сельского поселения, в котором содержалась просьба о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов Комсомольского сельского поселения с указанием их номера, даты и наименования, изданных в период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года.

В ответе от 12.10.2011 года № 1220 администрация Комсомольского сельского поселения отказала Захарченко В.Г. в удовлетворении его заявления, мотивируя тем, что муниципальные правовые акты Комсомольского сельского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования в районной газете «Голос Рамони», или в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник». В целях обеспечения доступности для населения опубликованных муниципальных правовых актов не позднее 15 дней после выхода очередного документа они размещаются на доске объявлений по адресу: ул. Центральная, 28а п. Комсомольский, и в здании администрации по адресу: ул. Центральная, 1а п. Комсомольский. Кроме того, в своем ответе глава сельского поселения указал на то, что гражданин имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права. В заявлении же Захарченко В.Г. не указано, каким образом запрашиваемая информация затрагивает его права и свободы.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Исходя из содержания приведенной нормы закона сведения об изданных администрацией Комсомольского сельского поселения правовых актах (за период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года) относятся к информации о деятельности органа местного самоуправления, а именно к категории иной информации, касающейся деятельности указанного органа.

На основании пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

В соответствии с частью 5 статьи 8 названного закона государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Таким образом, отказ администрации Комсомольского сельского поселения в предоставлении Захарченко В.Г. информации по тому основанию, что им не указано, каким образом запрашиваемая информация затрагивает его права и свободы, противоречит закону.

В статье 5 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указана информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен, - это сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне.

Статья 20 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется. В частности, такая информация не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Как следует из ответа главы Администрации Комсомольского сельского поселения от 12.10.2011 года на запрос Захарченко В.Г., а так же объяснений представителя ответчика в судебном заседании, ни одно из приведенных оснований не послужило поводом для отказа заявителю в предоставлении информации.

Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

В нарушение указанного требования закона администрация Комсомольского сельского поселения в своем ответе не указала, является ли запрашиваемая Захарченко В.Г. информация информацией ограниченного доступа, либо имеются иные основания для отказа в ее предоставлении.

Таким образом, отказ Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского района Воронежской области в предоставлении доступа Захарченко В.Г. к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, является незаконным, в связи с чем суд считает необходимым обязать Администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского района Воронежской области предоставить Захарченко В.Г. доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией Комсомольского сельского поселения правовых актах за период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года.

Руководствуясь ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Администрации Комсомольского сельского поселения Рамонского района Воронежской области в предоставлении доступа Захарченко В.Г. к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, незаконным.

Обязать Администрацию Комсомольского сельского поселения Рамонского района Воронежской области предоставить Захарченко В.Г. доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией Комсомольского сельского поселения правовых актах за период с 01.01.2005 года по 31.12.2009 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней после его вынесения.

Судья

С.А. Бородкин