В удовлетворении заявленных требований о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения - отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Данцер А.В.

при секретаре Сигуновой Н.В.

с участием старшего помощника прокурора Рамонского района Коростелева М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия» к Каракотову Д. К., Каракотовой З. А., Каракотову Р. Д., Каракотовой А. Д. о выселении из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд

У С Т А Н О В И Л :

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия» обратилась в суд с иском к Каракотову Д.К., Каракотовой З.А., Каракотову Р.Д., Каракотовой А.Д. о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, мотивируя тем, что кордон Охотничий, находящийся по адресу: <.......>, находится в бессрочном оперативном управлении и стоит на балансе Учебно - опытного лесхоза ВГЛТА, является собственностью Российской Федерации. На основании постановления № 441 администрации Рамонского района Воронежской области от 26.09.2001 года, указанный кордон является служебным жилым помещением. Согласно п. 22 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ № 850 от 27.07.1998 года, работникам лесной охраны на время работы в государственной лесной охране Российской Федерации предоставляются в бесплатное пользование служебные жилые помещения с надворными постройками (кордоны). Данное служебное жилое помещение было предоставлено ответчику Каракотову Д.К. и членам его семьи, на основании постановления администрации Рамонского района Воронежской области № 442 от 26.09.2001 года «Об утверждении решения совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Учебно - опытного лесхоза ВГЛТА». Однако, договор найма при этом не был заключен и передача служебного жилого помещения не производилась. 23.04.2003 года Каракотов Д.К. был уволен по собственному желанию. В настоящее время ответчик Каракотов Д.К. и члены его семьи не являются работниками УОЛ ВГЛТА, однако продолжают пользоваться кордоном «Охотничий» без законных на то оснований, в связи с чем, просит суд выселить Каракотова Д.К., Каракотову З.А., Каракотова Р.Д., Каракотову А.Д. из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца - Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская Государственная лесотехническая академия» Торубаров В.И. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Каракотов Д.К. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что в 1994 году ему как молодому специалисту обещали квартиру, но дали кордон «Охотничий», где он проживает с семьей. Так как кордон «Охотничий» был не пригоден для проживания, он сделал там ремонт, провел воду.       

Ответчики Каракотова З.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Каракотова Р.Д. 06.03.1999 года рождения и Каракотовой А.Д. 25.06.2004 года рождения, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель комитета по образованию, спорту и молодежной политике администрации Рамонского района Лукьянова В.Ф. против выселения несовершеннолетних детей Каракотова Р.Д., Каракотовой А.Д. без предоставления жилого помещения возражала.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

20.07.2009 года Рамонским районным судом были рассмотрены исковые требования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия» к Каракотову Д. К., Каракотовой З. А., Каракотову Р. Д., Каракотовой А. Д. о выселении из служебного жилого помещения - кордона «Охотничий» и вселении в ранее предоставленное жилое помещение.

Заочным решением суда, вступившим в законную силу 03.12.2009 года, Каракотов Д. К., Каракотова З. А., Каракотов Р. Д., Каракотова А. Д. были выселены из служебного жилого помещения - кордона «Охотничий», расположенного по адресу: <.......> в ранее предоставленное жилое помещение - <.......>, расположенную по адресу: <.......>.

Определением Рамонского районного суда от 21.03.2011 года заявление Каракотова Д. К., Каракотовой З. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Каракотова Р. Д., Каракотовой А. Д. о пересмотре заочного решения Рамонского районного суда Воронежской области от 20 июля 2009 года по вновь открывшимся обстоятельствам было удовлетворено по тем основаниям, что согласно представленного заявителями акта № 11 от 01.12.2010 года обследования помещения, межведомственной комиссией было установлено, что квартира <.......> не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению и непригодно для проживания.

Заочное решение Рамонского районного суда Воронежской области от 20 июля 2009 года по иску ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» к Каракотову Д. К., Каракотовой З. А., Каракотову Р. Д., Каракотовой А. Д. о выселении из служебного жилого помещения - кордона «Охотничий» и вселении в ранее предоставленное жилое помещение было отменено и производство по делу возобновлено.

04.05.2011 года в судебном заседании представителем ГОУ ВПО «ВГЛТА» Торубаровым В.И., в порядке ст. 39 ГПК РФ, заявленные исковые требования были уточнены, представитель истца просил суд выселить семью Каракотовых из занимаемого служебного жилого помещения - кордона «Охотничий» без предоставления другого жилого помещения.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании распределения выпускников ЛХФ, Каракотов Д.К. в 1994 году после окончания лесохозяйственного факультета Воронежской государственной лесотехнической академии был направлен на работу в Староживотиновское лесничество Рамонского района Воронежской области, что подтверждается архивной справкой № 69 от 23.05.2007 года. Приказа о принятии на работу Каракотова Д.К. в учебно-опытный лесхоз ВГЛТА - не сохранилось. Сторонами указанное обстоятельство не оспаривается, и было подтверждено представителем истца в судебном заседании 28.05.2008 года, в связи с чем, суд считает его установленным.

В соответствии с п. 3 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на тот период, вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, в том числе, окончившим высшие учебные заведения и направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде.

По прибытию к месту работы, в 1994 году Каракотову Д.К. как молодому специалисту было предоставлено жилое помещение, а именно, квартира <.......>, что подтверждается имеющимися в деле копиями из домовой книги, копиями паспорта ответчиков, актом освидетельствования места фактического проживания от 28.11.2007 года, составленным комиссией из представителей Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района, Животинновского лесничества УОЛ ВГЛТА, Каракотова Д.К.

В 1995 году с устного согласия лесничего Тарарыкова В.Г., за которым был закреплен кордон «Охотничий», Каракотов Д.К. вселился в спорное служебное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении и состоящее на балансе Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА и расположенное по адресу: <.......>.

Указанное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела и показаниями свидетеля, ответчика.

Так, допрошенный в судебном заседании 15.04.2009 года в качестве свидетеля Тарарыков В.Г. пояснял, что ранее работал в должности лесничего Староживотинновского лесничества. После окончания института, Каракотов как молодой специалист был направлен на работу в учебно-опытный лесхоз ВГЛТА. Сначала Каракотов проживал на кордоне «Озерки», потом ему была предоставлена квартира на <.......>. В дальнейшем, с его устного согласия, Каракотов переселился на кордон «Охотничий», так как предоставленная квартира была маленькой площадью. Кордон был служебным помещением, предназначенным для проживания лесничего.

Кроме того, указанные обстоятельства были подтверждены самим Каракотовым Д.К., который будучи допрошенным в судебном заседании 15.04.2009 года пояснял, что действительно изначально Тарарыков после кордона «Озерки» предоставил ему квартиру на <.......>, где он и проживал с сентября 1994 года по весну 1995 года. В 1995 году он вселился на кордон с разрешения Тарарыкова.

С 1998 года вместе с Каракотовым Д.К. на кордоне «Охотничий» стала проживать его супруга Каракотова З.А., а в последующем их дети - Каракотов Р.Д. 06.03.1999 года рождения и Каракотова А.Д. 25.06.2004 года рождения.

Постановлением администрации Рамонского района Воронежской области от 26.09.2001 года № 441 «О переводе квартир в разряд служебных», жилое помещение общей площадью <.......>, расположенное <.......> было переведено в разряд служебных.

26.09.2001 года постановлением администрации Рамонского района № 442 «Об утверждении решения совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА», служебное жилое помещение - кордон «Охотничий» было распределено помощнику лесничего Каракотову Д.К. имеющему состав семьи 3 человека. На основании постановления администрации Рамонского района № 442 от 26.09.2001 года был выписан ордер № 22 на имя Каракотова Д.К. и членов его семьи.

Приказом № 42 по Учебно-опытному лесхозу ВГЛТА от 21.04.2003 года помощник лесничего Животинновского лесничества Каракотов Д.К. был уволен по собственному желанию с 23.04.2003 года.

В соответствии со ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, единственным основанием для вселения в помещение является ордер, который выдавался на основании решения о предоставлении конкретного жилого помещения гражданину органом местного самоуправления, администрацией, профкомом предприятия.

Таким образом, правовые основания вселения Каракотова Д.К. в служебное помещение - кордон «Охотничий» возникли в 2001 года в связи с принятием постановления администрацией Рамонского района Воронежской области № 442 от 26.09.2001 года о распределении служебных жилых помещений и выданного ответчику и членам его семьи, на основании указанного Постановления ордера № 22 о предоставлении служебного жилого помещения.

Кроме того, по общему правилу ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он был выдан, договора найма служебного жилья, следовательно, право пользования специализированным жилым помещением возникает из юридического состава: решение о предоставлении жилого помещения и заключения договора найма.

После предоставления ордера на служебное жилое помещение, договора найма с администрацией лесхоза заключено не было.

Доводы ответчиков о том, что основанием вселения в 1995 году на кордон «Охотничий» было устное разрешение лесничего Тарарыкова В.Г. не основаны на требованиях закона.

В свою очередь, правовые основания вселения Каракотова Д.К., а в дальнейшем и его семьи на кордон «Охотничий», возникли в 2001 году в связи с принятием администрацией Рамонского района постановления № 442 «Об утверждении решения совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА», которым служебное жилое помещение - кордон «Охотничий» было распределено помощнику лесничего Каракотову Д.К. и на основании которого, последнему был предоставлен ордер № 22 для вселения со всей семьей.

Согласно статей 92, 93 действующего Жилищного Кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.

Кордон «Охотничий» является служебным жилым помещением и в соответствии с ранее действующим Положением о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 850 от 27.07. 1998 года, мог быть предоставлен в бесплатное пользование лесникам на время их работы в государственной лесной охране.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых (уточненных) требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.10 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (которое утратило силу лишь в 2003 году, в связи с принятием Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 года), квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.

Кроме того, согласно п. 44 Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений, утвержденного приказом Гособразования СССР от 22.08.1988 года № 286, выпускники, направленные на работу по распределению в другую местность, а также члены их семей по приезде обеспечиваются вне очереди жилой площадью по установленным нормам (изолированным жилым помещением, на пользование которым заключен договор жилищного найма) предприятием, учреждением, организацией, в которые они направлены при распределении. Выпускники, по какой-либо причине не обеспеченные жилой площадью, сохраняют право на ее получение вне очереди, независимо от срока работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

То обстоятельство, что Каракотову Д.К. изначально как молодому специалисту в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, была предоставлена квартира <.......>, которая согласно акта обследования межведомственной комиссией № 11 от 01.12.2010 года была признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодной для проживания, суд считает установленным, и доказательств обратного истцом в судебном заседании представлено не было.

В тоже время, увольнение Каракотова Д.К. с работы по собственному желанию не может рассматриваться судом как основание для прекращения обязательств истца во внеочередном порядке обеспечить Каракотова Д.К. и членов его семьи постоянным жилым помещением, так как это не соответствует нормам материального права, регулирующим порядок предоставления жилых помещений молодым специалистам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «ВГЛТА» требования о выселении ответчиков из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не основаны на Законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных исковых требований Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия» к Каракотову Д. К., Каракотовой З. А., Каракотову Р. Д., Каракотовой А. Д. о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                А.В. Данцер