Засчитан период работы в спецстаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петриной Г. П.

при секретаре Тамбовцевой И. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по иску Брыкалиной И.В. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» о признании недействительным решения № 272/1000055 от 29.11.2010 года об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд

У С Т А Н О В И Л:

Брыкалина И. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии № 272/1000055 от 29.11.2010 года, возложении обязанности о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что ответчик необоснованно не включает ей в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 года в должности лаборанта в Гордезстанции города Тбилиси. Ответчик ссылается на Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного законодательства. Истица считает, что Соглашение ратифицировано только 08.10.2008 года и обратной силы не имеет. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, являются трудовая книжка. Спорный период работы подтверждается надлежаще оформленной записью в трудовой книжке. Просит суд признать решение ГУ УПФ по Рамонскому району Воронежской области № 272/1000055 от 29.11.2010 года недействительным, возложить на ГУ УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области включить в специальный стаж период работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год в должности лаборанта в Гордезстанции города Тбилиси, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по Рамонскому району Воронежской области с 27 октября 2010 года.

В судебном заседании Брыкалина И. В. исковые требования поддержала, по изложенным в заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить в полном объеме. В дополнение пояснила, что период работы с 27.09.1988 года по 01.01.1991 года в должности лаборанта в Гордезстанции г. Тбилиси включен ей в стаж, а период работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год не включен.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по Рамонскому району Князева С.Ю. заявленные требования не признала, пояснив, что оспариваемый период работы был исключен из специального стажа, так как пунктом 3 статьи 27 Закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 16-21 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости, утверждаются Правительством Российской Федерации. На момент обращения за назначением трудовой пенсии на 27.10.2010 года страховой стаж составил 31 год 09 месяцев 08 дней, специальный стаж 28 лет 06 месяцев 05 дней. Из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года период работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год исключены, так как согласно двухстороннему Соглашению в области пенсионного обеспечения, между Российской Федерацией и Грузией, работа за период после 01.01.1991 года засчитывается в страховой стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на социальное страхование из Единого государственного фонда социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузии. Истицей не представлена справка, подтверждающая уплату страховых взносов.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные Брыкалиной И. В. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, т.е. подтверждается принцип не ухудшения правового положения гражданина. В пункте 3.3 указанного Постановления чётко изложена и подтверждена правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу о сохранении ранее приобретённых прав. Конституционный Суд РФ указал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено, что на момент работы истицы в должности медсестры в Гордезстанции города Тбилиси в период с 01.07.1985 года по 27.09.1988 года и в должности лаборанта в Гордезстанции города Тбилиси в период с 27.09.1988 года по 01.07.1992 года. Данный факт подтверждается представленной суду копией трудовой книжки истицы.

27.10.2010 года Брыкалина И. В., полагая, что у нее имеется необходимый стаж, обратилась в ГУ УПФ РФ по Рамонскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением № 272/1000055 от 29.11.2010 года ей было отказано о назначении досрочной трудовой пенсии по мотивам отсутствия справки, подтверждающей об уплате страховых взносов на социальное страхование из Единого государственного фонда социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузии. Наличие данной справки предусмотрено Соглашением от 16.05.1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии. Брыкалиной И. В. был установлен ее специальный стаж на день обращения- 28 лет 06 месяцев 05 дней. При этом из специального стажа исключен период работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год в должности лаборанта Гордезстанции города Тбилиси, по причине отсутствия справки Единого государственного фонда социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузии об уплате страховых взносов за этот период.

Ссылка представителя ответчика на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного законодательства, является необоснованной, поскольку указанное Соглашение ратифицировано только 08.10.2000 года и обратной силы не имеет.

Кроме того, согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденное Правительством РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в трудовой стаж, является трудовая книжка. Спорный период Брыкалиной И. В. в должности лаборанта Гордезстанции города Тбилиси с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год подтверждается надлежаще оформленными записями в ее трудовой книжке, поэтому предоставление дополнительных документов об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение за указанные периоды не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно ст. 14 ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ возложена на страхователя, в данном случае на работодателя. Учитывая, что ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ни Налоговый кодекс РФ не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование а также принимая во внимание, что в силу ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ, сам по себе факт неуплаты страховых взносов не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.

С учетом вышеизложенного Брыкалина И. В. имела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и отказ ГУ « Управление Пенсионного фонда РФ по Рамонскому району Воронежской области» в назначении ей этой пенсии является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение об отказе в установлении пенсии № 272/1000055 от 29. 11.2010 года Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области» Брыкалиной И.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья и не включении в ее специальный стаж периода работы с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год в должности лаборанта в Гордезстанции города Тбилиси, незаконным и недействующим с момента вынесения.

Засчитать Брыкалиной И.В. период работы, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 01.01.1991 года по 01.07.1992 год.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рамонскому району Воронежской области» назначить Брыкалиной И.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента наступления права.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение десяти дней.

Судья Г. П. Петрина